Псалтирь 43 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Стих1 сыновей Корея
2 Боже, мы сами слышали,
отцы наши рассказывали нам
о делах, Тобой совершённых в их дни, во времена древние.
3 Ты рукою Своею изгнал язычников —
на их земле поселил отцов наших;
народы Ханаана уничтожил,
а отцам нашим простор дал.
4 Не своим мечом овладели они землей этой,
и не их сила доставила им победу,
но Твоя рука правая, рука и доброта Твоя2
благоволил Ты к ним.
5 Боже, Ты Царь мой,
пусть же по веленью Твоему Иаков победы одерживает!
6 С Тобой мы повергаем притеснителей наших,
силой имени Твоего попираем на нас нападающих.
7 Не на лук свой я полагаюсь,
и не меч мой мне приносит победу.
8 Нет, это Ты спасал нас от притеснителей наших
и ненавидящих нас Ты приводил в посрамление.
9 Мы непрестанно хвалились Богом нашим
и вовеки будем прославлять имя Твое.
10 Но ныне Ты отверг нас и обрек на поражение,
с войсками нашими Ты не пошел.
11 Ты заставил нас отступать перед врагом,
и ненавистники наши грабили нас, как хотели.
12 Ты отдал нас, как овец, на заклание
и среди язычников нас рассеял.
13 За бесценок Ты продал народ Свой
без всякой прибыли для Себя.
14 Сделал Ты нас поношением у соседей наших,
посмеянием и позором пред окружающими нас.
15 Притчею сделал нас у язычников;
глядя на нас, люди головами качают.
16 И так целый день терплю я посрамление,
в стыде лицо мое
17 при криках тех, кто смеется надо мной и оскорбляет меня
перед врагом и мстителем.
18 Все это обрушилось на нас,
но Тебя не забыли мы,
не изменили Завету Твоему.
19 В сердце мы не утратили верность,
и ноги наши не сбились с пути Твоего,
20 хотя Ты и сокрушил нас в земле шакалов
и мраком окружил нас.
21 Если бы мы имя Бога нашего забыли
и к богу иному воздели в молитве руки свои,
22 разве Бог — Ему ведомы тайны сердечные —
не узнал бы об этом?
23 Из-за Тебя мы весь день смотрим смерти в лицо,3
держат нас за овец, на заклание обреченных.
24 Пробудись! Как можешь Ты спать, Господи?4
Воспрянь, не отвергай нас навеки.
25 Для чего Ты отвернулся,5
забыл об унижении и притеснении нашем?
26 Ведь во прах мы втоптаны,
на земле распростертыми лежим.
27 Пробудись, Господи, приди нам на помощь,
спаси нас по любви Своей неизменной!

Новой Женевской Библии

Пс 43 Псалмопевец молит Бога прийти на помощь своему народу, потерпевшему поражение в битве. Речь в псалме ведется попеременно то от лица одного человека, то от лица целого собрания. Это обстоятельство свидетельствует о том, что его создателем является царь Израиля. После воспоминания о заступничестве Божием в прошлом (ст. 2−9) и утверждения о верности израильтян завету с Ним (ст. 18−23) псалмопевец просит Бога о перемене нынешней скорбной участи народа (ст. 24−27). Невозможно точно назвать событие, послужившее поводом для создания псалма; очевидно, что он предназначался для исполнения в различных случаях.

43:2 о деле, какое Ты соделал во дни их. Воспоминания играют ключевую роль во многих псалмах (напр., Пс 76). Воспоминание о явленной в прошлом милости Божией позволяет душе преодолеть охватившее ее отчаяние. В рассматриваемом псалме избавление по воле Божией в прошлом — повод для размышлений о настоящем положении вещей. В самом деле, почему Господь не спасает нас ныне так, как Он делал это в прошлом?

43:3 рукою Твоею ... их насадил. Имеется в виду описываемое в книге Иисуса Навина завоевание евреями Ханаана и их расселение на обетованной земле.

43:4 но Твоя десница. Повествования о покорении Ханаана ясно показывают, что Израиль овладел землей обетованной благодаря не собственной силе и военному искусству, а могуществу Бога, Который присутствовал среди Своего народа (Нав, гл. 6; ср. Втор, гл. 7).

43:5 Иакову. Иаков — другое, наряду с Израилем, имя избранного народа.

43:7 не меч мой спасет меня. Принципиальное отличие ветхозаветной священной войны от любой другой состоит в том, что в ней Сам Бог завоевывает победу для Своего народа.

43:10 Ты отринул и посрамил нас. Теперь все не так, как в прошлом. Господь, бывший с израильским войском в Иерихоне, ныне не захотел благословить его Своим присутствием, и противник с легкостью одержал победу. Поражение израильтян явилось знаком того, что Бог не сопутствовал им в битве.

43:13 без выгоды Ты продал народ Твой. Точнее — «не ради выгоды», т.е. не потому, что враги народа израильского принесли лучшие приношения, чем народ Божий (именно так мыслили божественное покровительство языческие народы).

43:18 но мы не забыли Тебя. Псалмопевец пребывает в смятенных чувствах: Господь обещал спасти израильтян от врагов, если они останутся верны завету, но не сделал этого. Он обещал, что другие народы окажутся свидетелями славы Израиля (Втор 28:10), однако в настоящий момент Израиль унижен ими.

43:20 покрыл нас тенью смертною. Такое возмездие предусматривалось для врагов Господа (Наум 1:8).

43:23 за Тебя умерщвляют нас. Израильтяне не забыли Бога, во имя Него они гибнут. Апостол Павел цитирует этот стих в Рим 8:36.

43:24 Восстань, что спишь, Господи! Псалмопевец просит Бога осенить Своим присутствием израильское войско. В основе данной метафоры — сна — лежит мысль, что Бог не наказывает в данном случае Свой народ (поскольку нет вины за народом), а как бы отстранился от него, «заснул».

43:27 ради милости Твоей. Т.е. ради заветной милосердной любви Божией. Призывая Бога вступиться за Свой народ, псалмопевец вновь вспоминает о завете.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
4  [2] — Букв.: свет лица Твоего.
23  [3] — Букв.: нас весь день из-за Тебя убивают.
24  [4] — См. примеч. к 34:23.
25  [5] — Букв.: лицо Свое Ты сокрыл.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.