Псалом сыновей Корея
внимайте сему, все жители земли —
богатые и бедные!
размышления мои к наивысшему знанию ведут.
игрой на лире открываю загадку свою.
когда зло предателей, по пятам идущих,
меня окружает?
хвалятся множеством богатств своих.
человек не сможет дать Богу плату за жизнь свою.2
чтобы он смог откупиться
что гибнет и глупый, и неразумный,
оставляя богатство свое другим.
жилища их — из рода в род;
и имена свои собственные они своим землям дают.
коротка жизнь его, как у животного, что погибает.
и таков конец тех, кто речи их одобряет.
над ними праведные владычествовать будут, когда настанет утро.
Тела таковых истлевают в жилище их, в могиле.
Он примет меня к Себе.
и хвалится тем, что много нажил добра.
не пойдет за ним вслед богатство его.
(хвалить и тебя будут, если можешь о себе позаботиться),
которые света уже никогда не увидят.
подобен животному, на погибель обреченному.
Пс 48 Этот псалом написан в традициях литературы мудрости (ст. 4:5). Псалмопевец в нем размышляет над двумя проблемами, волновавшими и других авторов библейских учительных книг — проблемами богатства и смерти. В смысле перевода и толкования Пс 48 является одним из самых трудных во всей Псалтири. В этом псалме явственнее, чем в каком-либо ином тексте ВЗ, выражена вера в воскресение мертвых, которое придет, когда Бог одержит победу над смертью и воздаст бедным и праведным.
48:2 все народы. Псалмопевец обращается не только к израильтянам, состоящим в отношениях завета с Господом, но и ко всем народам земли.
48:4 Уста мои изрекут премудрость. Этот стих полностью созвучен с книгой Екклесиаста.
48:5 к притче... загадку. Притча является загадкой, поскольку ее истинный смысл скрыт иносказанием.
48:6 Смысл этого стиха в том, что нечестивый не боится бедствий, поскольку полагает, что полностью обезопасил себя, предусмотрев все. Часто такая «безопасность» создается ценой злодеяний.
48:7 хвалящиеся множеством богатства своего. Богатый по своему неразумию уповает на накопленное им земное достояние, а не на Бога.
48:8 человек никак не искупит брата своего. Ср. Мф 16:26.
48:11 и мудрые умирают. Эти слова явно повторяют мысль, высказанную в Еккл 2:15, 16.
48:13 он уподобится животным, которые погибают. Говоря о том, что человек и животное равны перед лицом смерти, псалмопевец снова вторит Екклесиасту (3:18−21).
48:15 Как овец. Сам того не понимая, богатый, ведомый собственной самоуверенностью, идет по дороге к бойне.
смерть будет пасти их. Здесь продолжается метафора предыдущего предложения: направляясь к пастбищу, овцы надеются найти там пищу, но вместо этого сами становятся добычей смерти.
48:16 Бог избавит душу мою от власти преисподней. То, что недоступно человеку ни за какие деньги (ст. 8), Бог может даровать ему в вознаграждение за праведную жизнь. Здесь четкое указание на то, что вера в конечное избавление от смерти существовала уже в ветхозаветные времена. Залогом этой веры для израильтян служила нерушимость завета с Господом.
48:17−21 Смысл заключительных стихов данного псалма состоит в том, что, с точки зрения вечности, у богатого нет никаких преимуществ перед бедным и угнетенным.