Псалтирь 49 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Асафа
Бог, ГОСПОДЬ Бог1 возгласил и призвал весь мир —
от восхода солнца до его заката —
перед судом Его, судом Божьим, отвечать.
2 С Сиона, совершенного в своей красе,
Бог свет Свой источает.
3 Грядет наш Бог и не в безмолвии грядет:
огонь пред Ним бежит пылающий,
бушует буря вкруг Него.
4 И высь небесную, и землю в свидетели Он призывает,
дабы судить Ему народ Свой. Он говорит при этом:
5 «Всех верных слуг Моих ко Мне ведите,
кто по Завету Моему
со Мной при жертвоприношеньях в договор вошел».
6 А небеса тем временем о спасительной праведности Его возвещают,
ибо Судья, что суд вершит, — Сам Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я говорю,
слушай, Израиль, о тебе Мое свидетельство.
Я — Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы тебя укоряю:
всесожжения твои всегда предо Мной.
9 Мне не нужно брать теленка из дома твоего
иль козлов из загонов твоих,
10 ведь все звери в лесу — Мои,
как и скот на тысяче гор — Мой.
11 Я знаю всех птиц на горах,
и всё, чем поле кишит, известно Мне.
12 Если бы проголодался Я, не стал бы о том говорить тебе,
ибо весь мир и всё, что наполняет его, — Мое.
13 Разве Я ем мясо быков
или пью кровь козлов?
14 Принеси Богу жертву благодарности от всего сердца,
исполни обеты, что Всевышнему ты дал;
15 и если призовешь Меня в день бедствия —
спасу тебя, и сможешь ты почтить Меня».
16 А человеку нечестивому Бог говорит:
«Как смеешь ты ссылаться на Мои установления
и произносить своими устами слова Завета Моего?
17 Ты ж ненавидишь наставленья
и слова Мои, словно мусор, подальше от себя бросаешь;
18 завидев вора, тот же час сходишься с ним,
с прелюбодеями охотно ты общаешься.
19 Из уст твоих злоречье льется непрестанно,
язык твой ложь сплетает;
20 всегда готов ты брата своего оговорить,
наклеветать на сына матери твоей.
21 Всё это делал ты, а Я до времени молчал.
И ты подумал, что Я такой же, как и ты.
Но Я изобличу тебя и обвиненье выскажу тебе в глаза.
22 Подумайте об этом хорошо, все вы, о Боге позабывшие,
чтоб не пришлось Мне вас уничтожать,
тогда уже никто вам не поможет.
23 А тот, кто жертву благодарности приносит,
Меня тот чтит и путь к тому готовит,
чтобы Я мог спасенье Божие ему явить».

Новой Женевской Библии

Пс 49 Данный псалом состоит из двух откровений Господа, одно из которых обращено к праведным (несмотря на свою праведность нуждающимся в наставлении), другое — обличает грешников. Дважды в псалме подчеркивается необходимость приносить Богу благодарственные жертвы (ст. 14−15, 22−23). Относительно заглавия см. Введение: Автор.

49:1−3 Господь с Сиона является избранному народу, дабы дать ему Свое откровение.

49:1 Бог богов, Господь. Упоминание в начале псалма двух имен Бога придает ему торжественное звучание. Второе из упомянутых имен — имя Бога завета. «Бог богов» означает «высочайший Бог», Всевышний.

призывает землю. Свое благословение, равно как и суд, Господь обращает не только к евреям, но ко всем народам земли. В ст. 4 в Его поле зрения оказывается также и небо.

от восхода солнца до запада. Этими словами псалмопевец еще раз подчеркивает, что откровение Господа обращено ко всем без исключения народам, населяющим землю.

49:2 С Сиона. См. ком. к Пс 2:6.

является Бог. Речь идет о богоявлении, откровении Бога людям, к которым он нисходит с Сиона (см. Втор 33:2).

49:3 пред Ним огонь поядающий. Богоявления (теофания) нередко сопровождаются буйством стихий, в особенности, когда Бог является, дабы вершить Свой суд (Исх, гл.19; Ис, гл. 24; Наум, гл.1).

49:4 народ Свой. Народ израильский, народ завета.

49:5 святых Моих. Соответствующее древнееврейское слово образовано от той же основы, что и понятие «заветная милосердная любовь». Оно обозначает тех, кто состоит в заветных отношениях с Господом.

вступивших в завет со Мною при жертве. Завет — это узы, связующие Бога с Его народом. В силу греховности человека эти узы должны постоянно укрепляться жертвоприношениями, символически представляющими акт наказания за грех. Дабы удостоиться святого Божиего присутствия, верующий должен был совершить жертвоприношение в признание своей вины перед Ним.

49:6 небеса. Имеются в виду обитатели небес, т.е. ангелы.

49:7 Я буду свидетельствовать. Т.е. обличать.

49:8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя. Народ приносил жертвы, не понимая истинного значения жертвоприношений.

49:9 не приму тельца... ни козлов. Народ, заблуждаясь, полагал, что жертвоприношения зачем-то необходимы Самому Богу. Такое заблуждение могло возникнуть под влиянием соседних с Израилем народов, веривших, что их божества употребляют в пищу приносимые им жертвы. Ярким примером подобного верования может служить эпизод эпоса о Гельгамеше, в котором рассказывается о том, сколь чудовищные муки голода пережила богиня Иштар, когда люди перестали совершать жертвоприношения ей.

49:10 Мои все звери в лесу, и скот. Господь говорит о том, что должно было бы быть самоочевидным для Его народа: создав всякую тварь, Он всякой тварью безраздельно владеет; так что, имей Он нужду в пище, Он удовлетворял бы ее помимо людей и без их жертвоприношений.

49:13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Этим риторическим вопросом Господь прямо заявляет о том, что Он не питается жертвенными животными.

49:14 Принеси в жертву Богу хвалу. Богу угодно, чтобы израильтяне засвидетельствовали жертвой благодарения свою веру во всемогущество и истинность Господа (ср. Лев 7:12−15).

воздай Всевышнему обеты твои. Бог не нуждается в жертвоприношениях, но они жизненно необходимы людям. Жертвы желанны Богу не как средство поддержать Себя, а как знак раскаяния людей и их преданности Ему (Лев, гл. 1−7).

49:16−21 Бог обличает нечестивых лицемеров.

49:16 Грешнику же говорит Бог. По всей видимости, речь идет о грешниках, принадлежащих к избранному народу, поскольку о них говорится как о знающих требования закона.

берешь завет Мой в уста твои. Возможно, здесь имеется в виду церемония возобновления завета, в ходе которой все собравшиеся вслух произносили слова закона и изъявляли твердую решимость его придерживаться (Втор 31:9−11).

49:17 ненавидишь наставление Мое. Такая ненависть — явный признак глупца (Притч 1:7).

49:18−19 Бог обличает нечестивца в нарушении седьмой, восьмой и девятой заповедей.

49:21 ты это делал, и Я молчал. Молчание Бога в ответ на их беззакония нечестивцы часто воспринимают как признак Его безразличия. В действительности же это молчание означает, что терпение Божие вскоре иссякнет и Он обратится к суду над ними.

49:22 Уразумейте... дабы Я не восхитил. Бог предупреждает нечестивых лицемеров о том, что, если они не переменятся, конец им уготован ужасный.

49:23 тот чтит Меня... тому явлю Я спасение Божие. Бог повторяет праведным, что жертвоприношения нужны не Ему, а им для их собственного спасения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. Эль, Элохим, Яхве.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.