Псалтирь 50 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
2 (когда приходил к нему пророк Натан после того,
как Давид овладел Вирсавией)1
3 Сжалься надо мной, Боже, по любви Своей неизменной,
по великому Своему состраданию
изгладь преступления мои.
4 Смой всю вину мою2 с меня,
очисти меня от греха моего.
5 Сознаю я преступления свои
и о грехе своем всегда помню.3
6 Против Тебя, Тебя одного, согрешил я,
сделал то, что зло в глазах Твоих,
так что прав Ты в приговоре Своем
и в суде Своем чист.
7 Я с самого рождения порочен,
грешник с того времени, как мать зачала меня.
8 Тебе же угодна преданность в самой глубине души,
и Ты желаешь всё самое сокровенное во мне
мудростью Своею озарять.
9 Очисти от греха меня иссопом Своим — стану чист я;
омой меня — белее снега буду.
10 Дай услышать мне о прощении — обрести эту радость и счастье;
сокрушил Ты меня, но обрадуй же вновь.4
11 Отвернись от грехов моих
и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже,
и дух, в искушениях стойкий, во мне обнови.
13 Не прогоняй меня от Себя,
не лишай меня Духа Своего Святого.
14 Возврати мне радость спасения в Тебе
и мою готовность повиноваться Тебе укрепи.
15 Стану тогда отступников учить путям Твоим,
и грешники к Тебе обратятся.
16 Боже, Бог — Спаситель мой, избавь меня от вины за кровь пролитую,
дабы мог я, ликуя, восславить избавление, Тобой дарованное.
17 Открой уста мои, Господи, —
я восславлю Тебя.
18 Принес бы я жертву Тебе, но Ты ее не желаешь
и всесожженье Тебе не угодно.
19 Жертва Богу — дух сокрушенный;
сердца сокрушенного, кающегося
Ты не отвергнешь, Боже.
20 По милости Своей сделай Сиону благо
и стены Иерусалима вновь возведи.
21 Возрадуешься Ты тогда жертвам подобающим:
всесожжениям и жертвам, Тебе всецело посвященным;
тогда возложат тельцов на жертвенник Твой.

Новой Женевской Библии

Пс 50 Этот псалом рисует глубины греха и силу покаяния, доступные человеку. Он — самый впечатляющий из покаянных псалмов (см. вводные замечания к Пс 6). По форме Пс 50 следует отнести к разряду индивидуальных плачей, однако в двух заключительных стихах речь идет уже не о грешной душе псалмопевца, но обо всем народе Божием. Псалом учит подлинному чистосердечному покаянию. Для такого покаяния необходимо предстать пред Богом, имея «дух сокрушенным» и «сердце смиренным» (ст. 19).

50:3 по великой милости Твоей. Давид согрешил перед Богом, грубо пренебрегнув узами Его завета, когда взял жену Урии Вирсавию, а самого Урию обрек на смерть, хотя тот свято соблюдал верность царю (2Цар 11:11). Но и согрешив, Давид уповает на то, что Бог останется верным узам заветной милосердной любви, связывающим Его с избранным народом.

по множеству щедрот Твоих. Бог долготерпелив и милосерден и поэтому прощает и оставляет в живых даже тех грешников, которые заслуживают немедленной смерти.

изгладь беззакония мои. Древнееврейское слово, переданное здесь как «изгладь», в других местах Писания, как правило, имеет значение «начисто вытереть тарелку». Только в 4Цар 14:27 оно употреблено в значении «искоренить», т.е. практически том же, что и в данном стихе.

50:4 омой меня от беззакония моего. Древнееврейское слово, переданное в переводе словом «омой», обычно имеет значение «выстирать». Псалмопевец, таким образом, уподобляет свою грешную душу перепачканной одежде, нуждающейся в стирке.

50:6 Тебе единому согрешил. Ввиду того, что мы знаем из заглавия об обстоятельствах создания данного псалма, эти слова могут показаться несколько неожиданными. Как известно, конкретными грехами, оплакиваемыми здесь псалмопевцем, были прелюбодеяние с Вирсавией и, фактически, убийство ее мужа Урии. Почему же тогда Давид говорит, что согрешил он только против Бога? Дело в том, что любой умышленный грех — это восстание против Господа, а в сравнении с этим тягчайшим грехом бледнеет любое беззаконие.

Ты праведен в приговоре... и чист в суде. Давид убежден в абсолютной справедливости Господа. Апостол Павел цитирует эти слова в Рим 3:4.

50:7 я в беззаконии зачат. Давид знает, что, в силу грехопадения человека, он греховен с самого рождения. Его мысль находится в полном соответствии с учением Библии о том, что дети рождаются уже отягощенными грехом, а не становятся грешниками лишь с возрастом. Тем самым, дети не менее взрослых нуждаются в подаваемом Господом спасении (см. статью «Первородный грех и всеобщая греховность»).

50:9 Окропи меня иссопом. Эти слова отсылают читателя к Лев 14:6, 7, где говорится об исцелении больного проказой, таким образом грех уподобляется проказе.

и буду чист. Давид выражает уверенность в том, что, хотя грехи его тяжки, Бог отпустит их и простит его.

50:12 Сердце чистое сотвори во мне. Употребление того же глагола, что и в рассказе о сотворении мира (Быт, гл. 1), свидетельствует об осознании псалмопевцем того, что исправиться он может, только если на то будет воля Божия, а отнюдь не по одному собственному желанию. См. статью «Покаяние».

50:13 Духа Твоего Святаго не отними от меня. Как и другие положения христианского вероучения, идея ипостасности Святого Духа присутствует в ВЗ лишь в виде намека, слабого еще прозрения. В данном стихе Давид показывает, что духовное здоровье человека зависит от того, сопутствует ли ему Дух Божий. При этом он опасается, что Святой Дух может оставить его Своим присутствием, поскольку Дух — свят, а сам он — грешен. См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».

50:14 Возврати мне радость спасения Твоего. Давид в свое время пережил период духовной депрессии, которая и привела его к нравственному падению. Дабы впредь избежать этого, он молит Господа даровать ему радость.

50:15 Научу беззаконных путям Твоим. Псалмопевец обещает Господу посвятить остаток своей жизни наставлению на путь истины других грешников, если его грех будет прощен.

50:16 Избавь меня от кровей. Давид молит Господа о прощении ему греха кровопролития.

язык мой восхвалит правду Твою. Правда Божия — в Его справедливости.

50:18 жертвы Ты не желаешь. Различные библейские авторы (напр., Пс 39:7−8; Мих 6:6−8) нередко чистосердечную преданность Господу ставят выше соблюдения ритуальных предписаний. Однако, как это явствует из двух заключительных стихов псалма, Давид отнюдь не осуждает практику жертвоприношений — он лишь высказывает истину, суть которой в том, что Богу гораздо желаннее жертвоприношение души человека, а не закланных на алтаре животных.

50:20−21 Прощение согрешившего и покаявшегося царя обернется благословением Сиона.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: вошел к Вирсавии. См. 2Цар 12:1−14.
4  [2] — Или: смой полностью мою вину.
5  [3] — Букв.: и грех мой всегда предо мной.
10  [4] — Букв.: и возрадуются кости, Тобой сокрушенные.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.