На мелодию «Лилия завета»
Молитва1 Давида
В наставление
и с арамеями Цовы
и когда Йоав, возвращаясь,
поразил двенадцать тысяч эдомитян в долине Соли)2
Ты гневался на нас, но всё же к нам вернись!3
сомкни ж расселины ее, ибо вот-вот развалится она.
шатаемся мы от вина, которым напоил Ты нас во гневе.
вокруг которого они собраться могут, дабы от стрел укрыться.5
нам помоги Своей рукою сильной,6 внемли молитве нашей!
«Восторжествую, разделю Шехем
и долину Сокхоф, как отобранную землю, размерю.
шлем на голове Моей — Ефрем,
а скипетр Мой — Иуда.
обувь брошу Мою на Эдом, как им завладевший.
И ты, Филистия,8 встречай Меня с ликованием!»
до Эдома кто меня сопроводит,
и не выступающий с войсками нашими?
помощь людей бесполезна!
попирать Он будет врагов наших.
Пс 59 Этот псалом оплакивает военное поражение Израиля и содержит вопрос к Господу, почему Он отвернулся от Своего народа.
59:1−2 Псалом 59 примечателен еще и тем, что снабжен самым пространным во всей Псалтири заглавием. Названные в заглавии события изложены в 2Цар, гл. 8 и 1Пар, гл. 18, которые, однако, говорят о сирийском походе Давида как об исключительно победоносном, тогда как ст. 2 заставляет предположить, что, кроме побед, израильское войско испытало и поражение. Но это не единственное расхождение текста псалма с историческими книгами. Так, называется другое число убитых в Соляной долине идумеев. Впрочем, это расхождение легко объяснить ошибкой древнего переписчика. Интересно также отметить, что разные библейские тексты приписывают честь победы над идумеями разным людям: Псалтирь — Иоаву, 2Цар 8:13 — Давиду, 1Пар 18:12 — Авессе. Но это противоречие не столь уж и значительно, ибо все трое названных являлись полководцами одного войска; в такой ситуации однозначно решить, кого из троих считать победителем, было практически невозможно.
59:3 Ты отринул нас. Отринув Свой народ, Господь оставил его один на один с неприятелем. Израильтяне не устояли в битве, так как были лишены Божиего присутствия, а следовательно, и Божией помощи.
59:5 напоил нас вином изумления. Испить что-либо на языке Писания означает испытать, ощутить на себе.
59:6 Даруй боящимся Тебя знамя. Смысл этого выражения не вполне ясен. Очевидно, речь здесь идет о поданном Богом израильтянам знаке надежды; возможно, здесь «знамя» — символ Божиего присутствия.
59:8 Бог сказал во святилище Своем. По всей видимости, имеется в виду пророчество, переданное Господом через одного из служителей храма. О том, как исполнилось это пророчество, см. 2Цар, гл. 8.
59:8−9 В этих двух стихах перечисляются разные области земли обетованной.
Сихем... Сокхоф. Согласно Быт 33:17−20, в этих местах, находящихся соответственно на восточном и западном берегах реки Иордан, после взаимного примирения поселились Иаков и Исав.
Галаад... Манассия. Эти области лежат на разных берегах Иордана.
Ефрем... Иуда. Ефрем и Иуда — два сильнейших израильских племени. Они часто враждовали между собой, но неизменно объединялись под знаменами Господа.
скипетр Мой. См. Быт 49:10.
59:10 Моав... Едома... земля Филистимская. Речь идет о небольших соседних с Израилем государствах. Их народы на протяжении веков досаждали израильтянам, но те, с Божией помощью, всякий раз брали над ними верх.
простру сапог Мой. Вернее: «простру сандалий Мой». Попирая ногой побежденного, победитель демонстрировал свое превосходство и презрение.
59:11 Кто введет меня..? По всей видимости, эти слова от имени всего народа произносит царь.
59:14 С Богом мы окажем силу. Лишь с Божией помощью Израиль может добиться победы над неприятелем. Идея, что победа обеспечена Израилю, когда на его стороне выступает Господь, лежит в основе ветхозаветного представления о священной войне.