Псалтирь 67 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
Песнь
2 Да восстанет Бог — и рассеются враги Его,
и побегут от Него все Его ненавидящие.
3 Как дым рассеивается, так Ты рассеешь их;
и, как воск от огня тает,
так гибнут нечестивые в присутствии Бога.1
4 А праведные радоваться будут,
торжествовать перед Богом
и ликовать от радости.
5 Пойте Богу, славьте имя Его,
превозносите Грядущего на облаках,2
ГОСПОДЬ3 — имя Ему, радуйтесь пред Ним!
6 Отец сиротам, судья вдовам —
Бог во святом Жилище Своем.
7 Одиноких Бог не оставляет без дома и друзей,
освобождает узников, чтобы они наслаждались свободой,
когда строптивым приходится жить на землях безводных.
8 Боже! Когда шел Ты впереди народа Своего,
когда по пустыне шествовал,
9 земля тряслась, небо дождем проливалось пред Богом,
Богом, явившим Себя на Синае, Богом Израиля.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже,
на истощенную землю наследия Твоего и Сам оживлял ее —
11 паства Твоя там поселилась;
по щедрости Твоей, Боже, заботился Ты о нуждающихся.
12 Когда ГОСПОДЬ весть о победе провозгласил,
велико было число вестниц, о том сообщавших:
13 [13-14] « Бегут цари и войска их бегут, они бегут!..»
Женщины в домах делили добычу —
слепки голубей, крылья которых серебром покрыты
и оперенье желтизною золота сверкает.
(Как могли некоторые из вас во время битвы
прятаться в овечьих загонах?)
14
15 А когда Всесильный рассеивал царей,
это было подобно снегопаду на Салмоне.4
16 Гора Башанская, гора величественная,5
гора Башанская с вершинами многими!
17 И вы, горы с вершинами многими, что завистливо смотрите
на гору, где Богу обитать угодно,
где ГОСПОДЬ обитать будет вечно?
18 Колесницам Божьим числа нет — их тысячи тысяч,
и Господь среди них
как на Синае, на месте священном.
19 Ты взошел на высоту и пленных взял с Собою,
дары получил от людей,
даже от тех, кто поначалу противился, —
всё сделал Ты, ГОСПОДИ,
дабы на Сионе обитать Тебе, Боже.
20 Да будет благословен Господь!
День за днем несет Он бремя наше, спасая нас.
21 Бог наш — Бог спасающий,
Он — ГОСПОДЬ наш, Господь,
от смерти нас избавляющий.
22 Верно, сокрушит Бог головы врагов Своих,
волосатое темя закосневших в беззакониях.
23 Сказал Господь: «Я возвращу их с Башана,
со дна морского достану их,
24 чтобы в их крови омыл6 ты свои ноги
и псы твои получили долю свою после победы над врагом».
25 Шествия Твои, Боже, во Святилище,
шествия Бога моего, Царя моего, — у всех на виду.
26 Впереди идут поющие,
позади — играющие на струнных инструментах
и с ними девы с тимпанами.
27 «Прославляйте Бога в собрании великом,
ГОСПОДА прославляйте, потомки Израиля!»7
28 Вениамин, младший из братьев, у них во главе,
и князья Иуды в их шумной толпе,
здесь и князья Завулона, и князья Неффалима.
29 Боже, воспользуйся могуществом Своим,
яви силу Свою, Боже, как делал Ты это прежде!
30 Ради8 Храма Твоего в Иерусалиме
цари должны прийти к Тебе, неся дары свои.
31 Возбрани зверю, что в тростнике залег,
этому стаду быков среди людей с повадками телят,
пока они сами не покорятся и дань не принесут серебром;
рассей народы, войны жаждущие!
32 И придут посланцы9 из Египта,
и Куш возденет руки свои к Богу.
33 Царства земные, пойте Богу,
Господу хвалу воспевайте,
34 шествующему в небесах, небесах предвечных.
Слушайте! Глас Его раздается, глас громовой.
35 Считайтесь же с силою Бога!
Величествен Он как Царь над Израилем,
и явна сила Его — в облаках!
36 Страх вызываешь Ты, Боже,
во всех святых местах пребывания Твоего.
Он, Бог Израиля, крепость и силу народу дает.
Да будет прославлен Бог!

Новой Женевской Библии

Пс 67 Этот псалом является, пожалуй, самым загадочным во всей Псалтири. Композиционные связи между стихами в нем столь размыты, что некоторые исследователи даже считают его не самостоятельным текстом, а набором стихов, с которых начинались псалмы, в конце концов не вошедшие в состав Псалтири. Действительно, какого-либо сюжета в Пс 67 проследить не удается, однако объединяющим началом служит центральная тема — явление Господа как Воителя. Живописуемая в псалме победа Господа над Его врагами указывает на победу Иисуса Христа (Еф 4:7−13).

67:2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его. Псалом открывается практически дословной цитатой Чис 10:35. Этими словами Моисей начинал каждый день странствия народа израильского по пустыне. По их произнесении специально приставленные люди поднимали ковчег, символизировавший присутствие Господа среди Своего народа, в том числе и как Воителя, одолевающего врагов Израиля, и несли его перед народом.

67:3 Как рассеивается дым... как тает воск от огня. Говоря о легкости, с какой Бог повергает своих врагов, псалмопевец уподобляет их дыму и воску.

67:4 праведники... да возрадуются пред Богом. Ниспровержение Богом нечестивых станет причиной радости праведников, притесняемых ими.

67:5 Шествующего на небесах. Поэтический образ, не предполагающий буквального понимания.

67:6 Отец сирот и судья вдов. В израильском обществе с его семейно-родовым укладом сироты и вдовы оказывались в очень тяжелом положении. Поэтому закон Божий предписывал всячески заботиться о них (см. Исх 22:22; Втор 10:18 и Книгу Руфь). Опекая вдов и сирот, Бог показывал, сколь важна забота о слабых и беззащитных.

67:7 Бог одиноких вводит в дом. В семейно-родовом укладе израильского общества одинокие, лишенные семьи люди находились практически на положении нищих изгоев. Господь, благословляя избранный народ, не лишает благословения и одиноких.

освобождает узников. Особую заботу Господь проявляет и в отношении преследуемых обществом.

67:8 когда Ты шествовал пустынею. Имеется в виду сорокалетнее странствование народа Божиего в пустыне, на протяжении которого Господь шел впереди в огненном и облачном столпе.

67:9 земля тряслась. См. Исх 19:18.

67:10 Обильный дождь проливал Ты. Обильные дожди — подлинное благословение для такой засушливой страны, как Израиль. Долгие засухи были для избранного народа настоящей катастрофой (3Цар, гл. 17−19).

67:11 готовил необходимое для бедного. Бог по-отечески заботился об израильтянах во время их долгого пути из Египта в землю Ханаанскую. В законе Своем Он заповедал заботу о бедных всем последующим поколениям избранного народа (Лев 25:25−28).

67:17 что вы завистливо смотрите... на гору, на которой Бог благоволит обитать. Внешним своим видом Васанская гора (ст. 16) производит гораздо более величественное впечатление, нежели гора Сион. Но ее величие — ничто перед величием горы, избранной Богом Своим земным обиталищем, ибо величие Сиона — духовное, а не зримое.

67:18 Колесниц Божиих тьмы. Речь идет о непобедимом небесном воинстве, возглавляемом Самим Господом (ср. 4Цар 6:8−23).

67:19 пленил плен. Т.е. избавил от плена.

принял дары для человеков. В Еф 4:8 сказано: «дал дары человекам». Здесь нет никакого противоречия, ибо возглавляющий триумфальную процессию победитель одновременно принимает дары от одних, и раздает их другим.

67:20 Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Ср. 1Кор 10:13.

67:21 Бог для нас — Бог во спасение. Бог спасает верных Ему от болезней и гибели в битве. С пришествием Иисуса Христа уверовавшие в Него узнали, что даром жизни вечной Он спасает человечество от власти смерти.

67:23 от Васана возвращу. Здесь, по всей видимости, имеется в виду одержанная Израилем еще до завоевания земли обетованной победа над Огом, царем Васанским (Втор, гл. 3).

выведу из глубины морской. Бог вывел Свой народ «из глубины» Чермного моря (Исх, гл. 14).

67:29 Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас. Нуждаясь в помощи Господа, псалмопевец вспоминает о совершенных Им прежде благодеяниях.

67:30 Ради храма Твоего в Иерусалиме. См. ком. к Пс 2:6. Цари принесут дары Соломону, сыну Давида, для строительства храма.

67:31 Укроти. Употребленное в отношении враждебного Израилю народа соответствующее древнееврейское слово приобретало значение не просто «усмирить», «подчинить себе», а «уничтожить».

зверя в тростнике. Псалмопевец может иметь в виду крокодила или гиппопотама. И то и другое животное были символами Египта.

67:32 Ефиопия. Эфиопы являлись традиционными союзниками Египта (Наум 3:9).

67:34 шествующего на небесах небес от века. Псалмопевец снова (ст. 5) представляет Господа Воителем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: перед Божьим лицом; то же в ст. 4.
5  [2] — Друг. возм. пер.: прокладывайте путь Тому, Кто через пустыню идет.
5  [3] — Евр. Ях, сокр. форма от Яхве; то же в ст. 19.
15  [4] — Здесь дан один из предположительных переводов.
16  [5] — Букв.: гора Божья, здесь это, очевидно, должно было указывать на красоту и величие этой цепи горных вершин. Псалмопевец поэтически говорит об этих вершинах, противопоставляя им гору Сион.
24  [6] — Перевод этого слова дан по LXX.
27  [7] — Букв.: вы, из источника Израиля.
30  [8] — Используемый здесь евр. предлог имеет также значение: из.
32  [9] — Так в LXX. Значение евр. слова неизвестно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.