Псалтирь 71 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Соломона1
Боже, ниспошли царю Твою справедливость
и сыну царскому — праведность Твою.
2 Да судит он народ Твой праведно
и бедных Твоих — справедливо.
3 И праведность да принесет народу мир и благополучие
даже с холмов и гор.
4 Всех обездоленных в народе Твоем пусть судит царь справедливо,
помогает находящимся в нужде
и попирает притеснителя.
5 А народ да благоговеет пред Тобою, Боже, из рода в род,
пока луна и солнце светят.
6 Да будет царь как дождь, сходящий на скошенный луг,
как ливень, что земле влагу дает.
7 Во дни его праведность да процветает
и мир остается прочным, как неизменный свет луны.
8 Пусть простирается владычество его от моря и до моря,
от реки Евфрат до краев земли.
9 Кочевники пустыни пусть пред ним преклонятся
и враги его лижут прах перед ним.
10 Цари Таршиша и островов пусть дары ему несут,
дань — цари Шевы и Севы.
11 Все цари пусть ниц падут перед ним,
все народы ему служат.
12 Ибо вступаться он будет за бедных, просящих о помощи,
за угнетенных и беззащитных,
13 будет милосерд к слабому и обездоленному,
не уклонится от того, чтобы спасать находящихся в нужде.
14 От притеснения и насилия он избавлять их будет,
ибо они дороги2 в глазах его.
15 Так пусть же здравствует царь
и пусть приносят ему золото из Шевы!
Пусть постоянно молятся о нем
и призывают благословенья на него весь день.
16 Пусть в изобилии на земле хлеба растут
и стеной стоят на вершинах гор
с плодом столь же обильным, как на горе Ливан.
И народ в городах пусть благоденствует
и многочислен будет, как трава на полях.
17 Имя царя да сохранится навеки
и слава о нем — доколе солнце светит!
Благословение через него да придет на все народы,
и назовут они его счастливым!
* * *
18 Слава ГОСПОДУ Богу, Богу Израиля,
единому, творящему чудеса!3
19 И слава дивному имени Его вовек!
Славою Его вся земля да наполнится!
Аминь, да! Аминь!
20 Окончены молитвы Давида, сына Иессеева.

Новой Женевской Библии

Пс 71 Этот псалом относится к так называемым царским псалмам. В нем псалмопевец просит Господа о ниспослании благословения праведному царю, от успехов и свершений которого зависит благосостояние его народа. Отдельные моменты псалма пророчески обращены к грядущему Мессии.

71:1 О Соломоне. См. Введение: Автор. Считается маловероятным, чтобы этот псалом был создан самим Соломоном, и поэтому вслед за Септуагинтой имя царя рассматривают как указывающее не на авторство псалма, а на то, кому он посвящен. Однако в древнееврейском тексте перед этим именем стоит тот же предлог, что и во всех прочих заглавиях. Таким образом, логичнее было бы полагать, что зачин данного псалма называет его автора, а не лицо, которому он посвящен.

Твой суд... Твою правду. Псалмопевец осознает, что источником истинной справедливости и праведности может быть только Бог, Царь Небесный. Если же этими качествами обладает и земной царь, это означает, что они дарованы ему Господом.

71:2 да судит праведно людей Твоих. Земной царь — отображение Царя Небесного и Его наместник. На него свыше возложена обязанность по справедливости править народом Божиим.

71:3 мир. Соответствующее древнееврейское слово может быть также переведено как «изобилие» или «полнота».

71:4 нищих... сынов убогого... смирит притеснителя. Предметом особого попечения царя являются самые беззащитные из вверенного ему Богом народа, ибо Сам Бог опекает их.

71:5 доколе пребудут солнце и луна. Т.е. до конца времен.

71:6 сойдет, как дождь. Т.е. как благодатный, животворящий и ожидаемый с надеждой. Присутствие царя среди своего народа сравнивается в этом стихе с благодатным ливнем, дарующим полям плодородие.

71:7 процветет праведник. С воцарением в Израиле идеального монарха процветать будет праведный народ Божий. В других псалмах (напр., 70; 72) говорится о благоденствии нечестивых и страданиях праведных.

71:8 от моря до моря и от реки до концов земли. Эти слова напоминают обетование Господа Моисею о будущих владениях израильского народа (Исх 23:31). Однако если Господь говорил Моисею о четко ограниченной области на Ближнем Востоке, в данном стихе речь идет фактически о всей земле, какой ее представляли себе древние евреи. Между тем ни один земной царь никогда не владел ею, т.е. сказанное в этом стихе пророчески обращено к грядущему Мессии.

71:9 падут пред ним жители пустынь. Царь Израиля покорит даже вольных и свободолюбивых кочевников.

71:10 Фарсиса... Аравии... Савы. Эти местности расположены на весьма большом удалении от Палестины: Фарсис обычно ассоциируют с городом на юго-западном побережье Испании, а Саву помещают на юге Аравийского полуострова.

71:17 будет имя его благословенно вовек. Этими словами на царя переносится обетование Господа Израилю (Быт 12:2−3), которое полностью исполнилось в Иисусе Христе.

71:20 Кончились молитвы Давида. На ранних стадиях оформления состава Псалтири все Давидовы псалмы были сосредоточены в двух ее первых книгах (см. Введение: Характерные особенности и темы). Однако состав ее продолжал изменяться на всем протяжении ветхозаветной истории, и именно в связи с этими изменениями данный стих оказался в ненадлежащем месте — в конце псалма, создание которого приписывается Соломону.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — LXX: для Соломона.
14  [2] — Букв.: дорога кровь их.
18  [3] — Заключительные стихи представляют собой славословие (доксологию), которым завершается Вторая книга псалмов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.