Псалтирь 77 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Стих1 Асафа
Выслушай наставление мое, народ мой,
прислушайся к словам уст моих!
2 Притчу поведаю устами своими,
тайны древние изреку.
3 Что услышали мы и узнали,
что нам передали наши отцы,
4 от их потомков не скроем —
расскажем поколению грядущему
о дивных делах ГОСПОДА, о могуществе Его
и о чудесах, которые Он совершил.
5 Свидетельство о воле Своей Он дал Иакову,
установил закон в Израиле.
Он заповедал отцам нашим
и то, и другое передать их потомкам,
6 чтобы всё это было известно грядущему поколению,
детям, которым родиться еще предстоит,
а те, в свою очередь, говорили б об этом детям своим.
7 И это всё для того,
чтобы они надежду свою возлагали на Бога,
дел Его не забывали
и следовали заповедям Его;
8 дабы не были они как отцы их —
поколение упрямое и мятежное,
поколение с сердцем нестойким
и духом, неверным Богу,
9 как сыны Ефрема, что, хоть и луками вооруженные,
в бегство обратились в день битвы.
10 Не сохранили они Завет Божий,
по закону Его поступать отказались,
11 забыли о делах Его и о чудесах Его,
которые некогда Он дал им увидеть.
12 Он чудеса совершал на глазах отцов их
в земле египетской, на поле Цоана.
13 Он море разделил, провел их чрез него,
заставил воды стоять стеною.
14 Облаком Он вел их днем
и всю ночь — светом огня.
15 В пустыне Он скалы рассекал
и водою, словно из бездны, вдоволь поил народ.
16 Из скалы потоки выводил —
рекою текла вода.
17 Но они против Него грешить продолжали
и противились Всевышнему в пустыне,
18 сознательно терпение Божие испытывали,
пищи вожделенной требуя себе.
19 Оскорбляли Бога, свое неверье выражая:
«Приготовит ли Он трапезу для нас в пустыне?
20 Когда ударил Он в скалу, хлынула вода, потекла ручьями;
но сможет ли Он дать нам хлеб
и мясо приготовит ли для народа Своего?»
21 Услышал это ГОСПОДЬ и вознегодовал,
воспылал гнев Его на Иакова,
поднялось в Нем возмущение на Израиля,
22 ибо не поверили они Богу,
помощи Его спасительной не доверились.
23 И всё же дал Он повеление облакам в выси,
открыл врата небесные
24 и в пищу им излил на них дождем манну —
хлеб небесный дал им.
25 Каждый из них ел хлеб ангельский,
пищу в изобилии посылал им Бог.
26 С неба повелел Он дуть ветру восточному,
южный навел силой Своею.
27 Послал Он с неба мясо, словно дождь, на них,
словно пыль, —
было птиц пернатых как песка морского.
28 И набросал Он птиц в стан,
вокруг шатров Израиля.
29 Люди ели и насыщались;
дал им Бог то, чего желали они.
30 Они еще были одержимы своей страстью
и пища была у них во рту,
31 когда воспылал на них Божий гнев
и сразил многих вождей их,
наземь поверг юношей Израиля.
32 Но и тогда продолжали они грешить
и чудесам Его не верили.
33 Потому и проводили они дни свои впустую,
и годы их проходили в бедах и страхе.
34 Когда многих из них Бог жизни лишил,
стали уцелевшие спрашивать о Нем,
каяться начали и искать Его.
35 Вспомнили тогда, что Бог — единственная их защита2
и Бог, Всевышний, — их Искупитель.
36 Однако они обманывали Его устами своими,
лгали своим языком;
37 не были они преданы Ему сердцем своим,
не хранили верность Завету Его.
38 Он же, милостивый, прощал им вину, не уничтожал их,
не раз сдерживал гнев Свой,
ярости не давал вскипать.
39 Помнил Он, что они — всего лишь плоть смертная,
дуновение ветра, что исчезает безвозвратно.
40 Сколько раз они противились Богу в пустыне
и огорчали Его в земле необитаемой!
41 Изо дня в день испытывали терпение Бога
и оскорбляли Его, Святого Бога Израиля.
42 Не вспоминали о силе Его,
о дне, в который Он избавил их от угнетателя,
43 когда являл Он знамения Свои в Египте
и чудеса Свои на поле Цоана.
44 Превратил Он в кровь реки египтян,
пить из них они не могли.
45 Послал на них тучи насекомых, чтобы жалили их,
и жаб, чтоб им погибель несли.
46 Урожай их гусеницам на съедение отдал,
плод трудов их — саранче.
47 Виноградники их градом побил,
смоковницы — ледяным покровом уничтожил.
48 Предал скот их на гибель от града
и стада их молнией поразил.
49 Излил на них Он гнев Свой,
негодование и ярость; поверг их в бедствие,
послав тьму ангелов-губителей.
50 Свой гнев не стал Он сдерживать,
их жизни не пощадил —
обрек на смерть от язвы моровой.
51 Умертвил всех первенцев в Египте,
первый плод силы мужской в шатрах Хама.
52 Вывел Он потом народ Свой, как пастырь овец,
и вел по пустыне, как стадо.
53 Не страшились они: их путь Он сделал безопасным,
а врагов их похоронила пучина морская.
54 Привел Он их в землю святую Свою,
к той горе, которую приобрел сильной3 рукой Своею.
55 Отступить перед ними Он заставил язычников4
и в шатрах их поселил племена Израиля,
землю в наследие каждому из них отмерив.
56 Но они испытывали терпение Божие,
противились Всевышнему,
свидетельствам о воле Его не внимали.
57 Были они отступниками и неверными, как и отцы их,
ненадежны были, подводили, как лук негодный.
58 Гнев Его навлекали на себя капищами своими
и идолами своими вызывали ревность Его.
59 Не осталось это тайной для Бога — вознегодовал Он
и полностью отверг Израиль,
60 покинул Жилище Свое в Силоме,
Скинию, в которой обитал среди людей.
61 Он отдал в плен ковчег Свой,5
славу Свою, — в руки врага,
62 отдал под меч Свой народ,
гневаясь на Свое достояние.
63 Юношей их поедал огонь,
и девицам их не пели песен брачных;
64 священники их падали от меча,
вдовы их и оплакивать своих покойных не могли.
65 Но вдруг Господь, словно ото сна воспрянув,
словно воин, вином возбужденный,6
66 прочь прогнал врагов Своих,
позору их вечному предал.
67 Отверг Он шатер Иосифа
и колено Ефрема не избрал.
68 Пал выбор Его на колено Иуды,
на гору Сион, которую Он возлюбил.
69 Воздвиг Он Святилище Свое — образ небесного,
воздвиг прочно, как землю, на века созданную.
70 Избрал Он Давида, раба Своего,
взял его от загонов овечьих.
71 Того, кто за овцами7 смотрел, Бог взял,
чтоб пас он народ Божий, потомков Иакова,
Израиля, — достояние Его.
72 И он пас их добросовестно,
умело руководил ими.

Новой Женевской Библии

Пс 77 Псалом описывает великие деяния Господа в истории Израиля. Псалмопевец вспоминает переход евреев через Чермное море, блуждание, завоевание Ханаана и жизнь в земле обетованной.

77:2 в притче. Т.е. в мудрой речи, образы которой требуют осмысления и служат назиданием.

77:3 отцы наши рассказали нам. Речь идет о преемственности поколений народа Божия. То, что Господь сделал для отцов, Он сделал и для детей, а обетования, данные патриархам, осуществились в жизни их потомков.

77:4 славу Господа. В NIV букв.: «славные дела Господа».

77:5 постановил устав... и положил закон. Бог связал Себя со Своим народом узами милосердной любви. И этой же любовью были продиктованы законы, которые Бог дал израильтянам и по которым они должны были жить и славить Бога. Эти законы изложены в общем виде в Десяти Заповедях (Исх, гл. 20; Втор, гл. 5), а непосредственно применительно к Израилю — в Исх, гл. 21−23, а также в кн. Левит, Числа и Второзаконие.

77:6 чтобы... возвещали своим детям. См. ком. к ст. 3.

77:7 хранить заповеди Его. Автор псалма напоминает, что данный исторический экскурс продиктован не праздным интересом к древности, но стремлением укрепить веру богоизбранного народа и призвать его к безусловному послушанию Господу.

77:8 неверному... духом своим. Израиль не раз восставал против Господа. Наиболее вероятное время создания псалма — период царствования Давида. К этому времени история взаимоотношений Бога и Израиля насчитывала несколько поколений; часто эти тесные взаимоотношения омрачались «упорством и мятежностью» израильтян. Далее псалмопевец называет несколько таких печальных моментов истории своего народа.

77:9 Сыны Ефремовы... обратились назад. Этот стих следует сопоставить со ст. 67−68, в которых рассказывается, как Бог, избрав колено Иудино, отверг колено Ефремово.

77:10 завета Божия. Бог обещал Своему народу покровительство, если он будет исполнять законы, установленные заветом, или гибель в случае отступления от них (Втор 27:9 — 28:68).

77:13 разделил море. Величайшим из великих деяний Господа было избавление евреев из египетского рабства и их приход в землю обетованную. Переход евреев через Красное море стал впечатляющим проявлением могущества Господа, о котором часто вспоминают псалмопевцы и пророки.

77:14 вел их. См. Исх 40:36−38.

77:15 рассек камень в пустыне. Чис 20:1−13.

77:18 искушали Бога в сердце своем. См. Исх 15:24−27.

77:20 Может ли Он дать и хлеб..? См. Исх 16:2−4.

77:21 воспламенился гневом. См. Чис 11:1−3.

77:26−31 О событии, которому посвящены данные стихи, см. Чис, гл. 11.

77:33 в суете. Псалмопевец употребляет здесь излюбленное слово автора книги Екклесиаста (напр., Еккл 1:2). Этим словом описывается мир, лежащий вне Бога, мир, отягощенный проклятием грехопадения. Вне Бога у человека нет ничего и он живет в вечном страхе перед смертью и пустотой.

77:34 искали Его. В Книге Судей говорится о том, как Бог отдал израильтян за их грехи в руки врагов, после чего они покаялись и взмолили Его о помощи. Примечательно, что до пленения израильтяне обращались к Господу, главным образом, когда Он карал их, и забывали о Нем в периоды благоденствия.

77:37 они не были верны завету Его. См. ст. 10. Израильтяне часто впадали в идолопоклонство, тем самым нарушая верность завету с Господом.

77:40 Сколько раз они раздражали Его. См., напр., Чис 11:14, 16.

77:44−51 Псалмопевец перечисляет казни, обрушенные Господом на Египет.

77:52 как овец. См. Пс 76:21.

77:54−64 Господь даровал евреям землю обетованную, но они скоро забыли Его.

77:55 прогнал от лица их народы. Т.е. хананейские племена, которых израильтяне побеждали силой Господа. Так, все битвы войны за Ханаан, по сути, подобны эпизоду взятия Иерихона (Нав 5:13 — 6:27).

77:56 искушали и огорчали Бога Всевышнего. Евреи преступали законы, данные им Богом, не только во время скитаний по пустыне, но и уже обосновавшись в земле обетованной (см. Суд 2:10−15).

77:58 истуканами своими. Вершиной богоотступничества евреев было поклонение ложным божествам. Никто иной, как Иегова, вывел их из Египта и привел в землю обетованную, но, благополучно обосновавшись на новом месте, они обратились к другим богам.

77:60 жилище в Силоме. Обосновавшись в земле обетованной, евреи вскоре перенесли скинию в Силом (Нав 18:1) — место приблизительно в тридцати километрах к северо-востоку от Иерусалима во владениях колена Ефремова.

77:61 отдал в плен крепость Свою. Бог покарал Израиль и его вождей, оставив израильтян в битве и позволив филистимлянам захватить ковчег завета (1Цар, гл. 4−5).

77:65−72 Бог отверг колено Ефремово и избрал колено Иудино, призвав Давида и сделав его царем Иерусалима.

77:65 как бы от сна, воспрянул Господь. В наказание за грехи Израиля Господь оставил его. Молчание Господа уподобляется непробудному сну.

77:67 колена Ефремова не избрал. Псалмопевец, по-видимому, подразумевает перенесение святилища из Силома (во владениях колена Ефремова) в Иерусалим.

77:68 избрал колено Иудино. В качестве места Своего пребывания Бог избрал Иерусалим, который формально, будучи городом Давидовым, не входил в пределы владений колена Иудина, но, примыкая к ним, естественно воспринимался как их часть. Когда Израильское государство при Ровоаме разделилось на два царства — северное и южное, Иерусалим отошел к южному царству и остался под властью потомков Давида.

гору Сион. См. ком. к Пс 2:6.

77:70 взял его от дворов овчих. Давид был пастухом (1Цар 16:11−13).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
35  [2] — Букв.: их скала.
54  [3] — Букв.: правой.
55  [4] — Букв.: он изгнал язычников пред ними.
61  [5] — Букв.: силу Свою.
65  [6] — Друг. возм. пер.: воин, после (выпитого им) вина протрезвевший; или: после вина кричащий. Сравнение, странное для современного мышления, было вполне нормальным в той древней культуре.
71  [7] — Букв.: кормящими (матками овчими).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.