Псалом сыновей Корея
Руководителю хора
На мелодию «Махалат леаннот»1
Стих2 Эмана-эзрахита
я день и ночь о помощи к Тебе взываю.
воплю моему внемли,
Я у самого края могилы.3
подобен я тому, кто жизни сил лишился,
иль как один из убиенных, в могиле лежащих,
о ком уже не вспоминаешь Ты,
над кем не простирается уже забота Твоя.4
брошен в глубины сумеречные.
к земле придавлен я волнами Твоего негодования.
сделал меня для них отвратительным.
Я заперт, и выхода нет у меня,
Я каждый день к Тебе взываю, ГОСПОДИ,
в молитве руки свои воздеваю.
Иль умершие5 встанут, чтобы славить Тебя?
о верности Твоей — в месте тления?
и в земле забвения узнают ли о праведности Твоей?
с раннего утра возносится к Тебе молитва моя.
и почему от меня отворачиваешься?6
ужас того, что Ты совершил,7 в себе я ношу,
и я обессилел.
страхи, что Ты вызвал во мне, меня сокрушили.
со всех сторон ко мне подступают.
и тьма — мой единственный спутник.
Пс 87 Этот псалом является, пожалуй, самым трагичным из всех плачей Псалтири. Однако он лишен ощущения пессимизма и обреченности, поскольку начинается словами: «Боже спасения моего!» (ст. 2).
87:2 Боже спасения моего! Даже пребывая в глубочайшем отчаянии, псалмопевец не перестает сознавать, что Бог — его надежда и спасение.
днем... и ночью. Иными словами, непрестанно.
87:4 жизнь моя приблизилась к преисподней. В данном случае неясно, какие именно бедствия преследуют псалмопевца. Однако очевидно, что слова эти были бы наиболее уместны в устах человека, стоящего перед лицом близкой смерти.
87:6 между мертвыми брошенный. Псалмопевец пребывает в состоянии крайнего одиночества, возможно, вызванного ощущением оставленности Богом.
которые от руки Твоей отринуты. Т.е. оставлены Богом. Следует помнить, что первоначально Господь не открыл людям всей полноты истины, особенно в отношении того, что касается посмертной судьбы человека. Тогда как в некоторых псалмах находит отражение упование на вечную жизнь, создатели других, в том числе и Пс 87, явно лишены этого понимания.
87:8 ярость Твоя. Псалмопевец уверен, что его состояние — следствие Божиего гнева, который он сам на себя навлек, и его в первую очередь заботят причины Божией немилости.
87:9 сделал меня отвратительным. Страдания псалмопевца сходны с испытаниями, выпавшими на долю Иова.
87:10 простирал к Тебе руки мои. Простертые к небу руки — обычная для ветхозаветных времен молитвенная поза.
87:11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? См. ком. к Пс 29:10.
87:15 отреваешь душу мою. Т.е. «отнимаешь душу».
87:18 как вода. См. ком. к Пс 17:5; Пс 68:2.
87:19 Ты удалил от меня друга и искреннего. Ближайшие друзья псалмопевца оставили его, как бы следуя Самому Богу (ст. 9). Данный псалом, один из немногих, завершается на скорбной ноте (см. Введение: Характерные особенности и темы).