Псалтирь 88 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Стих1 Эфана-эзрахита
2 Любовь ГОСПОДА неизменную всегда воспевать буду,
из рода в род о верности Его возвещать.
3 Знаю,2 что любовь Твоя вечно пребудет
и, как небо само, непреходяща верность Твоя.3
4 Ведь сказано было Тобой:
«С избранником Своим заключил Я Союз, Завет ему дал,
Давиду, слуге Своему, поклялся:
5 „Упрочу Я царственный род твой — вечным он будет,
престол твой неколебимым сделаю для всех поколений“».
6 Да славят небеса дела Твои дивные, ГОСПОДИ,
и в собрании святых да воспевается верность Твоя.
7 Кого в небесах сравнить с ГОСПОДОМ можно?
Кто из небожителей4 ГОСПОДУ подобен?
8 В сонме святых пред Богом трепещут,
Он более всех окружающих Его
благоговейный трепет вызывает.
9 ГОСПОДИ, Бог Воинств,
кто подобен Тебе, всесильный ГОСПОДЬ?5
Везде, во всем видна верность Твоя, она вокруг Тебя.
10 Ты усмиряешь море бушующее,
вздымающиеся волны его успокаиваешь.
11 Ты сокрушил мощь Рахава,6 лежит он, как труп;
врагов Своих рассеял рукою сильной.
12 Твои — небеса, и земля — Твоя,
мир со всем, что наполняет его, Ты создал.
13 Сотворил Ты север и юг,
Фавор и Ермон имя Твое восторженно славят.
14 Сильна рука Твоя, Господи, крепка она,
высоко поднята сильная7 рука Твоя.
15 Праведность и справедливость — основание престола Твоего,
любовь и верность8 прежде всего в Тебе видны.9
16 Как блаженны участники празднеств священных!
Во свете, от Тебя исходящем, живут они, ГОСПОДИ.
17 Имя Твое радость у них всегда вызывает,
праведностью Твоей они возвышаются,
18 ибо Ты — слава и сила их,
и по милости Твоей мы победы одерживаем.10
19 Ты, ГОСПОДИ, избрал нам защитника,
и Ты, Святой Бог Израиля, дал нам царя.11
20 Сказал Ты давно верным слугам Своим в видении:
«Силой одарил12 Я воина храброго,
избранного из народа возвысил,
21 Нашел Я Давида, слугу Моего,
священным елеем Своим помазал его.
22 Рука Моя всегда готова его поддержать,
укреплять его будет сила Моя.
23 Ни один враг не одолеет его,
ни один беззаконник не подчинит его себе;
24 сокрушу пред ним недругов его,
сражу его ненавидящих.
25 Верность Моя и любовь неизменная с ним пребудут,
и благодаря имени Моему он будет силен и велик.
26 Дам ему власть над морем
и владычество над реками.
27 Он будет звать Меня:
„Отец мой, Бог мой, скала спасенья моего!“
28 Своим первенцем Я сделаю его,
выше всех царей земли поставлю.
29 Любовь Свою к нему сохраню на века,
обещанное ему в Моем с ним договоре — исполню.13
30 Род его сохраню навсегда
и престол его сделаю вечным, как небо.
31 Но если дети его закон Мой оставят
и не станут поступать по предписаниям Моим,
32 если установления Мои не будут для них святыней,
заповеди Мои перестанут они соблюдать,
33 то в ответ на их преступление Я жезл применю14
и на нечестие их — удары.
34 Но любви Своей не лишу Давида
и от верности Своей не отрекусь,
35 не поступлюсь союзом Своим,
сказанного Мною в Завете Моем не отменю.
36 Раз и навсегда поклялся Я святостью Своей —
и не нарушу слова Моего Давиду:
37 род его вовек пребудет,
и, как солнце предо Мной, вечен престол его,
38 как луна, свидетельница в небе,
прочно установлен он навеки».
39 Однако ныне Ты прогневался на помазанника Своего,
отверг и оттолкнул его.
40 Отказался Ты от Завета, расторг Союз со слугой Своим,
предал на попрание венец его,
41 разрушил все стены города его,
крепости его превратил в развалины.
42 Проходящие мимо грабят его,
стал он посмешищем у соседей своих.
43 Ты даровал победу недругам его,15
всем врагам его радость доставил.
44 Ты сделал так, что и острый меч его оказался не нужен —
не помог ему устоять в сражении.
45 Положил конец процветанию его,
престол его поверг на землю,
46 прежде времени он состарился,16
покрыл Ты его позором.
47 Доколе же, ГОСПОДИ? Неужели Ты навсегда сокрылся?
Доколе гнев Твой как огонь пылать будет?
48 Вспомни обо мне, как кратки дни мои!
Неужели лишь для одной суеты Ты создал сынов человеческих?
49 Может ли кто из живущих избежать встречи со смертью
или освободиться от власти могилы?17
50 Где ж прежняя неизменная любовь Твоя, Господи,
любовь, в которой Ты Своей верностью клялся Давиду?
51 Вспомни, Господи, о насмешках, которыми осыпали слуг Твоих
и которые я несу в сердце от многих народов.
52 Это враги Твои, ГОСПОДИ, над нами насмехаются;
каждый шаг помазанника Твоего они высмеивают.
* * *
53 Слава ГОСПОДУ вовеки! Аминь, да! Аминь!18

Новой Женевской Библии

Пс 88 Несмотря на то, что данный псалом открывается исполненной радости хвалой, его все же следует отнести к группе плачей. Центральная тема псалма — завет Божий с Давидом. 2Цар 7:4−17 повествует о тесных отеческих отношениях, которые Бог установил с Давидом. Ему было угодно, чтобы эти отношения распространились на всех верных Ему потомков царя. Однако обетование «вечной» жизни дому Давидову отнюдь не освобождало царя и его потомков от обязательств перед Богом. Господь предостерегал потомков Давида: «если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих» (2Цар 7:14). Но уже сын Давида, Соломон, впал в вероотступничество, исполняя религиозные обряды своих иноземных жен (2Цар, гл. 11). Господь, по великой милости Своей, попустил многовековое царствование потомков Давида, невзирая на то, что многие из них не хранили верности завету. Но гнев Господень все же постиг их, и весь народ был обречен Богом на вавилонское пленение, вместе с которым оборвалось царствование династии Давида. Между тем история взаимоотношений избранного народа с Богом отнюдь не заканчивается вавилонским пленением. Падение царского дома Иудеи только ярче высвечивает исполнение обетования Господа Давиду во Иисусе Христе. Христос, сын Давидов по плоти (Рим 1:3), вовеки восседает на престоле небесном одесную Отца Своего.

88:2 Милости Твои. Псалмопевец воздает хвалу чудесной верности Бога Своему народу, явленной в милостях завета.

88:4 клялся Давиду. Псалмопевец повторяет слова завета, заключенного Господом с Давидом (см. 2Цар, гл. 7 и 1Пар, гл. 17).

88:5 навек утвержу семя твое. В этих словах заключена центральная идея псалма (см. Введение: Характерные особенности и темы).

88:6 небеса прославят чудные дела Твои. В данном стихе небеса персонифицируются, подразумевая всех обитателей неба (ангелов, херувимов).

88:7 кто на небесах сравнится с Господом? Упомянув о других обитателях неба, псалмопевец незамедлительно отмечает исключительность Господа. Все они, наравне с людьми, — Его творения. Утверждение исключительности Бога Израиля важно тем, что опровергает религиозные представления соседних с израильтянами народов. В письменных памятниках Ханаана и Месопотамии также встречается понятие «собрание святых», однако язычники понимали под ним сонм богов, из которых одни более могущественны, чем другие. Утверждая неповторимость божественного естества Господа, псалмопевец тем самым обособляется от упомянутых языческих представлений.

88:10 Ты владычествуешь над яростью моря. Т.е. над бездной и хаосом.

88:11 Ты низложил Раава. Имеется в виду мифологическое морское чудовище (наподобие левиафана), символизирующее силы зла и разрушения (Иов 9:13). Кроме того, именем Раав иногда называется Египет (см. Пс 86:4 и ком.).

88:12 вселенную... Ты основал. В отличие от языческих богов, Бог является Создателем вселенной.

88:13 Фавор и Ермон. Гора Ермон, находящаяся на самом севере Израиля, по высоте превосходит все другие горы страны. Фавор, известный необычной формой своей вершины, возвышается в долине Меггиддо и служит вехой, на которой сходятся границы владений трех колен.

88:15 Правосудие и правота. Праведность, справедливость и святость — сущность Господа, которую Он открывает Своему творению.

предходят пред лицем Твоим. Милость Божия опережает, предваряет непогрешимую истинность Его суда.

88:16 Блажен. См. ком. к Пс 1:1.

88:18 рог наш. Т.е. царь. Мысль о том, что Господь есть Тот, Кто вооружает царя его властью, раскрывается в следующем стихе.

88:20 говорил Ты в видении. Несмотря на то, что Писание не содержит слов, в точности совпадающих с приводимыми ниже, в данном стихе можно видеть либо неточный пересказ откровения Господа Нафану (2Цар, гл. 7), либо слова, которыми Господь впервые возвестил Самуилу об избрании Им на царствование Давида (1Цар, гл. 16).

88:22 мышца Моя укрепит его. На царя возложены священные обязанности, как общественные, так и религиозные. Господь обещает даровать Давиду силы, чтобы он мог с честью эти обязанности исполнять.

88:25 истина Моя и милость Моя. Эти ключевые для данного псалма слова повторяются на всем его протяжении (см. ком. к ст. 1).

88:27 Ты отец мой. Данные слова свидетельствуют о тесных узах, связывающих Давида с Богом (2Цар 7:14).

88:28 сделаю его первенцем. Данный стих говорит о Давиде не просто как об одном из чад Божиих, а как о первом и достойнейшем из них. Тесные узы, связывающие Давида с Богом — прообраз отношений Всевышнего со Своим Единородным Сыном, Иисусом Христом.

88:30 продолжу вовек семя его. Это обетование исполнилось в Иисусе Христе — потомке царя Давида во плоти.

88:32 уставы Мои. Т.е. волю Господа, запечатленную в книгах Закона.

88:33 посещу жезлом беззаконие их. Завет Господа с Давидом предусматривал жестокую кару царю в случае его отступничества (2Цар 7:14). В соответствии с этим заветом Господь нередко карал царей Израиля руками их врагов, как внутренних (Иеровоам в 3Цар 11:9−40), так и внешних (египтяне, ассирийцы, вавилоняне).

88:35 Не нарушу завета Моего. Обетования Божии пребывают вовек. Завет, который Бог заключил с Давидом, нес в себе элемент условности (ст. 33), т.е. предусматривал исполнение царями определенных обязательств. В то же время окончательное исполнение этого завета в Иисусе Христе является безусловным.

88:39 Ты отринул. Первая часть псалма исполнена торжества и восхваления чудесных уз, связывавших Бога и царя в прошлом. В данном же стихе псалмопевец обращается к настоящему, когда узы эти распались: Господь расторг их, прогневавшись на царя за его грехи.

на помазанника Твоего. Речь идет об одном из наследников Давида на израильском престоле; о каком именно — неизвестно.

88:53 Этим славословием завершается третья книга Псалтири (см. Введение: Характерные особенности и темы).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
3  [2] — Букв.: ибо я сказал.
3  [3] — Букв.: в небесах утвердишь / упрочишь Ты верность Свою.
7  [4] — Букв.: сынов Бога / богов.
9  [5] — Евр. Ях.
11  [6] — Рахав — чудовище, представляющее хаос, покоренное при сотворении; или Египет, подчинившийся Богу при освобождении Израиля; ср. Ис 51:9.
14  [7] — Букв.: правая.
15  [8] — Или: истина; то же в ст. 25.
15  [9] — Букв.: идут впереди Тебя.
18  [10] — Букв.: по милости Твоей наш рог вознесен; то же в ст. 25.
19  [11] — Букв.: ибо щит наш принадлежит Господу, и царь наш — Святому Израиля.
20  [12] — Букв.: помощь оказал.
29  [13] — Или: и Завет Мой с ним останется прочным.
33  [14] — Букв.: посещу жезлом.
43  [15] — Букв.: возвысил Ты правую руку недругов его.
46  [16] — Букв.: сократил дни юности его.
49  [17] — Букв.: какой человек живет и смерть не увидит? Избавит ли он душу / жизнь свою от власти Шеола? См. примеч. «б» к 6:6.
53  [18] — Заключительный стих представляет собой славословие (доксологию), которым завершается Третья книга псалмов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.