Господи, Ты — нам прибежище1
из рода в род.
или земле и миру положил Ты начало,
из века в век Ты — Бог.
сказав лишь: « В тленье возвращайтесь, дети Адама!»
как время стражи3 ночной для спящего.
как трава, что утром вырастает;
а к вечеру поникла и завяла.
негодуешь — мы в полном смятении.
и прегрешения наши тайные — во свете присутствия4 Твоего.
как вздох мгновенный исчезают наши годы.
восемьдесят — для тех, кто сильнее.
И всё, из чего эти годы слагаются,5 —
труды тяжкие и суета;
быстро уходят они, и мы исчезаем.6
Сколь велик страх пред Тобою,
столь велика ярость Твоя.
чтобы обрести мудрость.7
сжалься над слугами Своими!
чтоб радоваться и ликовать нам во все наши дни.
столько же лет, сколько мы бедствия терпели.
и величие Твое — их сыновья.
чтобы успешными были усилия наши!
О благослови усилия наши!
Пс 89 В этом псалме, единственном, чье авторство приписывается Моисею, вечная природа Божия противопоставлена ограниченности человеческого существования. Псалом представляет собой взволнованную молитву, в которой Моисей просит Бога благословить людей, обреченных на скитания в пустыне.
89:1 Молитва. См. ком. к зачину Пс 16.
Моисея. Поскольку автором рассматриваемого псалма назван Моисей, можно считать его древнейшим из поддающихся хотя бы приблизительной датировке текстов Псалтири.
89:3 от века и до века Ты — Бог. В этих словах псалмопевец торжественно утверждает вечное бытие Божие. Он — Творец вселенной (Быт, гл. 1) — существовал всегда. См. статьи «Самобытие Бога»; «Бог — Творец».
89:4 Ты возвращаешь человека в тление. Из библейского рассказа о днях творения известно, что человек был создан из праха земного и дыхания Божия (Быт 2:7). Человек смертен и, как судил ему Бог, неизбежно возвращается в прах.
89:5 пред очами Твоими тысяча лет, как день. В отличие от людей, Господь неподвластен времени. То, что человеку кажется вечностью, для Вечносущего — мгновение.
89:6 как трава. Скоротечность человеческой жизни противопоставляется вечному бытию Божиему.
89:7 мы исчезаем от гнева Твоего. Краткость человеческой жизни — Божие наказание за грех.
89:8 тайное наше. Люди грешат, надеясь утаить грех в своих сердцах. Однако Богу открыты самые потаенные глубины человеческого сердца.
89:10 семьдесят лет. В молодости семьдесят лет кажутся человеку бесконечно долгим сроком. Перед лицом Вечносущего это время ничтожно.
89:11 Кто знает силу гнева Твоего..? Один лишь Иисус Христос, до конца испивший чашу гнева Божиего за людские грехи, знает его истинную силу.
89:12 чтобы нам приобрести сердце мудрое. Человек, приобретший «сердце мудрое», знает причину скоротечности жизни: его сердце льнет к Богу, единственному прибежищу в вечности, ища у Него прощения и благословения.
89:13 Обратись, Господи! Моисей молит Бога снова обратиться к людям, но уже не с судом, а с милосердной любовью.
Доколе? См. ком. к Пс 6:4.
89:14 милостью Твоею. См. ком. к Пс 88:2.
89:16 Да явится... дело Твое. Имеется в виду дело спасения и утверждения Израиля.
на сынах их. Моисей имеет в виду поколение, которому предстоит обосноваться в земле обетованной.
89:17 благоволение Господа Бога нашего. Иначе: «благодать Божия».
в деле рук наших споспешествуй нам. Т.е. Моисей просит благословения Божия на все дела, совершаемые повседневно.