Псалтирь 9 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Смерть сына»
Псалом Давида1
2 Славить буду Тебя, ГОСПОДИ, всем сердцем своим,
стану рассказывать о всех дивных делах Твоих.
3 Буду радоваться и ликовать о Тебе,
воспевать имя Твое, Всевышний.
4 Враги мои отступают,
приходят в замешательство и гибнут при появлении Твоем.2
5 Ибо Ты воссел на престоле Своем, Судья праведный,
поддержал и правоту мою, и дело мое.
6 Ты пригрозил язычникам, погубил людей нечестивых
и навеки предал забвению их имена.
7 С врагами покончено — разбиты навсегда,
города их Ты разрушил, и никто не вспоминает о них.
8 А ГОСПОДЬ царствует вечно,
для суда поставил Он Свой престол.
9 Он будет суд праведный творить над миром,
судить народы по справедливости.
10 И будет ГОСПОДЬ крепостью для угнетенных —
крепостью во время бедствия.
11 Доверятся Тебе знающие имя Твое,
ибо Ты, ГОСПОДИ, никогда не оставлял ищущих Тебя.
12 Воспевайте ГОСПОДУ, царствующему на Сионе,
возвещайте между народами о делах Его.
13 Как отмщающий за кровь пролитую, помнит Он страдальцев,
вопля их не забывает Он.
14 ГОСПОДИ, будь милостив ко мне,
посмотри, что терплю я от ненавидящих меня!
Ты отнимаешь меня у смерти — у самых врат ее,
15 чтобы у ворот дочери Сиона
возвещать я мог о Твоих делах, хвалы достойных,
и радовался избавлению сему.
16 Попали народы в яму, которую сами же вырыли;
в сетях, что они же расставили,
запутались ноги их.
17 ГОСПОДЬ дал знать о Себе, сотворил Он суд праведный,
а нечестивец в собственных делах своих запутался.
Хиггайон.3
18 У нечестивцев одна дорога — в преисподнюю,4
как и у всех народов, забывших Бога.
19 Не навсегда останется забытым нуждающийся,
не умрет навеки надежда страдальца.
20 Восстань, ГОСПОДИ, чтобы смертные5 победу не одержали!
Пред Тобой6 да будут судимы народы.
21 Страхом исполни их, ГОСПОДИ,
да знают язычники: они — простые смертные!
22 ГОСПОДИ, почему стоишь Ты поодаль
и в день бедствия не видно Тебя?
23 В надменности своей нечестивый преследует угнетенного —
становится тот жертвой заговора преследующих его.
24 Нечестивый хвалится необузданностью вожделений своих,
человек алчный хулит и отвергает ГОСПОДА.
25 В высокомерии своем нечестивец не ищет Бога,
нет места для Бога в мыслях его.
26 Успешен он всегда во всех делах своих.
Мнится ему, что суды Твои высоко, что далеки они от него.
Кичится он перед всеми врагами своими
27 и про себя говорит: «Никогда7 не паду,
не постигнет меня никакая беда».
28 Проклятьями полны уста его, ложью и угрозами.
Услаждается он злобой и греховностью.8
29 Сидит он, притаившись, в засаде,
в глухом месте убивает невинного,
глаза его высматривают несчастного.
30 Как лев в укрытии своем, выжидает он в чаще,
подстерегает бедного, чтобы схватить его,
хватает, опутывая сетью своей.
31 Сокрушает он жертву свою, ее под себя подминая,
и падает она, сраженная силой его.9
32 Говорит злодей в сердце своем: «Бог забыл обо мне,
отвернулся,10 Он этого никогда не увидит».
33 Восстань, ГОСПОДИ!
Боже,11 простри руку Свою на нечестивого!
О страдальцах не забудь!
34 Как смеет нечестивый отвергать Тебя
и говорить, что Ты не привлечешь его к ответу?
35 Ты видишь всё, Господи,
ибо внимательно следишь за тягостями и горестями
и берешь это в руки Свои.
Тебе вверяется бедный,
сирота помощь в Тебе находит.
36 Сокруши же силу12 нечестивого и зло творящего,
призови его к ответу за всё нечестие его,
чтобы и следа от него не осталось.
37 ГОСПОДЬ — Царь во веки веков,
язычники исчезнут с земли Его.
38 Ответил Ты, ГОСПОДИ, на желания смиренных,
укрепляешь ныне сердца их и мольбам их внимаешь,
39 чтоб воздать по справедливости сироте и угнетенному,
чтобы впредь ни один человек на земле
не повергал в страх другого.

Новой Женевской Библии

Пс 9 В западной традиции Пс 9 принято делить на два отдельных псалма — девятый и десятый. Однако, вероятнее всего, он с самого начала являлся единым целым. В пользу изначального единства псалма говорит, к примеру, то обстоятельство, что он представляет собой цельный акростих. В Септуагинте разделение Пс 9 надвое отсутствует; примеру Септуагинты следует и русский Синодальный перевод.

По господствующему в Пс 9 настроению его, безусловно, следует отнести к категории плачей, хотя он и начинается сравнительно длинным славословием Господу. Вслед за этим славословием — начиная со ст. 14 — наступает черед собственно плача: псалмопевец обращается к Господу с мольбой об избавлении от преследующих его нечестивых врагов.

Та часть Пс 9, которая в переводах Псалтири на западные языки трактуется как Пс 10 (ст. 22−39), может, в принципе, рассматриваться в качестве самостоятельного плача, создатель которого печалится о торжестве нечестивых над праведными и молит Господа восстановить справедливость. То, что при западной трактовке Пс 10 оказывается лишенным заглавия, также свидетельствует об искусственности разделения Пс 9 на две части.

9:2 все чудеса Твои. Слово «чудеса» обозначает великие деяния Господа.

9:3 петь имени Твоему. Ср. Пс 8:2. Псалмопевец превозносит Господа не только за Его великие деяния, но и за то, что Он открыл Себя избранному народу.

9:4 Когда враги мои обращены назад. С древнееврейского данная фраза может быть переведена двояко: как констатация уже произошедшего (что мы и имеем в существующем переводе), или как выражение надежды на то, чему еще только предстоит произойти («Когда враги мои будут обращены назад»).

9:5 Ты воссел на престоле, Судия праведный. Стремясь установить истину, псалмопевец надеется не на собственные силы, а на правого Судию — Господа.

9:6 имя их изгладил на веки и веки. В отличие от имени Господа (ст. 3), которому вечно будет возноситься хвала, имена нечестивых исчезнут из памяти людей.

9:9 будет судить ... по правде. Ср. Пс 97:9. Господь — справедливый Судия, и поэтому лишь нечестивые могут страшиться Его суда.

9:10 будет Господь прибежищем угнетенному. Угнетенные должны возлагать на Господа все свои надежды. К числу угнетенных относятся те, кто, как, например, сам псалмопевец, страдают от преследования сил зла.

9:12 Господу, живущему на Сионе. Речь идет о ковчеге завета, зримо символизирующем присутствие Бога. К тому времени ковчег находился уже на горе Сион.

9:13 Он взыскивает за кровь. Бог никогда не оставляет беззаконие ненаказанным (Быт 9:6; Наум 1:2−6).

9:15 во вратах дщери Сионовой. «Врата дщери Сионовой» явно противопоставлены «вратам смерти», о которых говорится в предыдущем стихе. Однако в данном случае слово «врата» не является метафорой — речь идет о том, что псалмопевец собирается возносить хвалу Господу в самых людных местах Иерусалима, «дщери Сионовой».

9:16 Обрушились народы в яму, которую выкопали. Ср. Пс 7:15−17. Все то зло, которое нечестивые готовят для праведных, рано или поздно оборачивается против них самих.

9:18 нечестивые. Как поясняется далее в этом же стихе, под нечестивыми здесь понимаются «все народы, забывающие Бога».

Да обратятся нечестивые в ад. См. ком. к Пс 6:6.

9:19 не навсегда забыт будет. Народы могут забывать Бога, но Бог никогда не забудет несправедливо притесняемых.

нищий. Тот, кто терпит несправедливые притеснения.

9:20 Восстань, Господи. См. ком. к Пс 3:8; Пс 7:7.

9:22 Для чего, Господи, стоишь вдали..? Псалмопевец более обеспокоен ощущением покинутости Богом, нежели преследованиями врагов. Свидетельство этой покинутости он видит в отсутствии в мире справедливости.

9:26 на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением. В своей надменности нечестивый пренебрегает и Богом, и теми, кто противостоит беззаконию на земле.

9:28 уста его полны проклятия... под языком его — мучение и пагуба. Нечестивые речи наравне с беззаконными деяниями являются серьезным грехом. Апостол Павел вспоминает этот стих в Рим 3:13−14.

9:29 сидит в засаде. Метафора нечестивого человека, из засады поражающего праведника, использована также в Притч 1:11.

за двором. Т.е. за пределами селения, в удобном для засады месте.

подсматривают за бедным. Нечестивец предпочитает творить свои злые дела тайком, избегая людского взора (Ин 3:19).

9:30 как лев. Как животное, известное своей злобой и беспощадностью.

9:32 забыл Бог. Видимое отсутствие справедливости служит в глазах нечестивого признаком безучастности Господа к земным делам.

9:33 Восстань, Господи. См. ком. к Пс 3:8; Пс 7:7.

вознеси руку Твою. Псалмопевец обращается к Господу с мольбой действенно вмешаться в ход земных дел.

9:35 сироте. В древности на Ближнем Востоке, как о том, наряду с прочими источниками, свидетельствует и ВЗ, сироты и вдовы впадали в крайнюю нищету, так как были лишены поддержки и защиты.

9:37 Господь — царь на веки. См. Введение: Характерные особенности и темы.

язычники. Язычники не только поклонялись ложным богам, но и преследовали народ Божий.

9:38−39 Плач завершается решительным утверждением веры в то, что Бог избавит слабых от угнетения и преследований. Псалмопевец вверяет Ему свою жизнь; нечестивые внушают страх псалмопевцу, однако он знает, что Бог одолеет их.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Этот псалом написан в форме алфавитного акростиха, в котором каждая строфа начинается со следующей по порядку буквы евр. алфавита.
4  [2] — Букв.: пред лицом Твоим.
17  [3] — Возм. пер.: размышление. Вероятно, указание на интерлюдию.
18  [4] — Евр. Шеол. См. примеч. «б» к 6:6.
20  [5] — Букв.: человек.
20  [6] — Букв.: пред лицом Твоим.
27  [7] — Букв.: из рода в род.
28  [8] — Букв.: злоба и нечестие / греховность под языком его.
31  [9] — Друг. возм. пер.: он ползет, изгибается, и жертва падает в лапы его.
32  [10] — Букв.: сокрыл лицо Свое.
33  [11] — Евр. Эль.
36  [12] — Букв.: руку.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.