Притчи 12 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Кто ценит1 знания — ценит строгость,2
а кто ненавидит обличения — глуп.
2 Добрый3 найдет благоволенье у ГОСПОДА,
а коварного человека Он осудит.
3 Никто не утвердится злом в этом мире,
а корень праведника не поколеблется.
4 Достойная жена4 — венец для мужа своего,
а позорящая5 его — что гниль в костях.
5 Помыслы праведников — о справедливости,
а устремленья нечестивцев коварны.
6 Слова нечестивцев — смертельная западня,6
а уста честных спасут их.
7 Настигнет беда нечестивого и не станет его,7
а дом праведника устоит.
8 Какова мудрость — таково и признание,8
а порочный ум9 презрен будет.
9 Лучше быть в пренебрежении, но иметь прислугу,
чем воображать себя великим,
не имея ни куска хлеба.
10 Праведник и скотину свою10 понимает,
а нечестивцы даже в милости жестоки.
11 Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта,
а тот, кто за пустыми мечтами гонится,
скудоумен.
12 Нечестивец жаждет наживы неправедной,11
а корень праведников плод принесет.
13 Злодея его же преступные слова в ловушку загонят,
а праведник избежит беды.
14 Добрым плодом своих речей насытится человек,12
и воздастся ему добром по делам его.
15 Уверен глупец, что путь его прям,13
а мудрый прислушивается к советам.
16 Глупец быстро14 выказывает свой гнев,
а разумный не отзывается на оскорбления.15
17 Свидетель честный говорит правду,
а лжесвидетель плетет козни.16
18 Иной ранит резким словом, как мечом,
а слова мудрых исцеляют.
19 Уста правдивые вовек пребудут,
а лживый язык — ненадолго, лишь на миг.
20 У тех, кто замышляет зло, в сердце коварство,
а у миротворцев — радость.
21 Не случится с праведником никакой беды,
а жизнь нечестивцев полна зла.17
22 Мерзость для ГОСПОДА — уста лживые,
а творящие правду Ему угодны.
23 Разумный человек скрывает свои знания,
а сердце безрассудного вопиет о его глупости.
24 Усердная рука будет править,
а праздной руке — труд подневольный.
25 Тревога на сердце гнетет человека,
а доброе слово — радует.
26 Праведник укажет ближнему дорогу,18
но тот, кто идет путем нечестивых,
заблудится.
27 Не поймает никакой добычи праздный,19
а у человека усердного — изобилие
и богатство.
28 На стезе праведности — жизнь,
и на пути ее нет смерти.20

Новой Женевской Библии

12:1 Любовь к наставлению и любовь к знанию сопутствуют друг другу, ибо тот, кто стремится к первому, получает и второе.

12:2 Пословицы, упоминающие имя Господне, как правило, говорят о Нем в контексте предписанной заветом веры.

Добрый. Т.е. человек, верный завету и праведный перед Богом.

благоволение. Иначе говоря, милосердие Божие, в котором Он предстает как Спаситель.

коварного. См. 1Кор 6:9−10; Гал 5:19, 21.

12:4 См. 31:10−31.

12:5 Человеческие поступки обусловлены подлинной, скрытой сущностью человека. В этом стихе содержится предупреждение о том, что нельзя судить о людях по их внешнему облику (10:19−20 и ком.).

12:6 См. 1:11. Слова могут творить добро и зло.

спасают их. Т.е. тех, кто оказался жертвой нечестивых.

12:7 См. ст. 3, а также 10:25 и ком.

12:8 разума. Т.е. здравого смысла, всякое проявление которого достойно похвалы.

развращенный сердцем. Это выражение относится к человеку, чьи мысли пребывают в полном беспорядке, и потому он, скорее, непоследователен, нежели зол.

12:9 простой. Т.е. человек, не занимающий сколько-нибудь заметного социального положения и ничем не выдающийся.

12:10 Мудрость распространяется и на отношения человека с животным миром (3Цар 4:33), рассматривая этот мир как часть сотворенного миропорядка.

Праведный. Т.е. человек, который печется о сохранении гармоничных отношений со всем окружающим миром.

жестоко. Нечестивый человек не заботится о поддержании добрых взаимоотношений с другими, и потому он неспособен к милосердию.

12:11 Развивая тему ст. 9, данный стих противопоставляет плодотворность честного и упорного труда бесплодным мечтаниям (см. 6:6−11; 20:4; 24:30−34; 28:19).

12:12 Несмотря на неясность деталей соответствующего места в древнееврейском тексте, общий смысл противопоставления праведности и нечестия вполне очевиден.

12:13 См. 10:11, 14, 31.

12:14 Учение мудрости о воздаянии, отраженное, к примеру, в ст. 21, здесь заключается в мудрой речи, благодаря которой устанавливаются добрые взаимоотношения и оберегается установленный порядок вещей. Результат мудрой речи так же ощутим, как и результат физического труда.

12:16 Сдержанность здесь показана как одно из качеств мудрого человека. Слишком поспешный и не в меру решительный ответ глупца лишает его возможности объясниться со своим собеседником и уладить дело. Мудрый человек, напротив, всегда оставляет открытым путь к примирению.

12:17 Эта, на первый взгляд, содержащая тавтологию пословица в действительности отражает связь между характером человека и его поступками (см. ст. 5 и ком.).

12:18−19 Две пословицы объединены с предыдущей одной темой. Ст. 18 говорит о влиянии последствий сказанного человеком на его отношения с другими людьми, а ст. 19 — о могуществе правды, напоминая о бессилии лжи, которая обречена на разоблачение (см. ст. 13).

12:20 Коварство. В данном случае это слово несет в себе антитезу радости, следовательно, его надо понимать как синоним самообмана.

у миротворцев. Букв.: «у мирных». Древнееврейское «шалом» означает цельность и указывает, скорее, на взаимоотношения с людьми, нежели на субъективное чувство

12:21 никакого зла. На этом положении, которое подразумевает как естественное возмездие, так и суд Божий, основывается все учение мудрости. Вопрос о страданиях праведников также должен рассматриваться в соответствии с этим принципом.

12:22 См. ст. 18−19. Основой истины является откровение Господа в завете.

12:23 скрывает. Рассудительный человек поступает так не из себялюбия, а из осторожности, опасаясь, как бы обнаруженное им знание не было сочтено похвальбой; мудрый человек знает, когда уместно говорить, а когда — хранить молчание (26:4−5; Еккл 3:7).

высказывает глупость. Глупец не только преувеличивает достоинства своего ума, но и безудержно твердит о них, всем своим видом выдавая собственную глупость.

12:24 Прилежный труд дает власть над обстоятельствами жизни, в то время как леность ставит человека в зависимость от них.

12:27 Возможный перевод: «силки ленивого не принесут ему пропитания».

12:28 жизнь. См. 3:2, 18 и ком.

нет смерти. См. 2:18 и ком., а также 3:2. Древнееврейское сочетание согласных букв, переведенное как «нет», может также означать предлог «к». В таком случае фраза читается так: «(но) существует путь, ведущий к смерти». Если принять прежний перевод, необходимо отметить, что слова «нет смерти» не являются предвосхищением новозаветного учения о вечной жизни.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: любит; то же ниже.
1  [2] — Букв.: наказание / наставления.
2  [3] — Евр. тов — хороший в самом широком смысле: добрый, красивый, счастливый.
4  [4] — Евр. эшет хайиль — женщина сильная; имеется в виду как ее выносливость, так и сила ее моральных и волевых качеств, поэтому вполне оправдан перевод: добродетельная, добрая, мудрая, искусная, прилежная.
4  [5] — Или: бесстыжая.
6  [6] — Букв.: засада (готовых) кровь (пролить); ср. 1:11,18.
7  [7] — Или: низвергни нечестивого, и нет его.
8  [8] — Или: человека почитают в меру его благоразумия.
8  [9] — Или: порочное сердце.
10  [10] — Букв.: жизнь скота своего, в знач. его потребности.
12  [11] — Или: того, что окажется ловушкой для него самого.
14  [12] — Или: от плода уст своих человек вкусит добро.
15  [13] — Букв.: путь глупца прям в его глазах.
16  [14] — Букв.: в тот же день.
16  [15] — Или (ближе к букв.): а разумный скрывает (обиду за) оскорбление.
17  [16] — Ср. 14:5.
21  [17] — Др.-евр. слово ра обозначает «зло» и как антоним «добра», и «зло» как «беда, несчастье», поэтому смысл этих слов двоякий: 1) нечестивцы творят зло другим; 2) нечестивцы обречены на постоянные несчастья, т. е. зло, которое происходит с ними самими (из-за того зла, которое они причиняют другим), ср. 13:21.
26  [18] — Друг. возм. пер.: праведник осторожен в выборе друзей.
27  [19] — Или: не удастся ленивому поджарить пойманую дичь.
28  [20] — Друг. чтение: а пути кривые (ведут) к смерти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.