Притчи 13 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Мудрый сын помнит отеческое наставленье,
а бесстыдный — не принимает обличений.
2 От плода уст своих человек вкусит добро,1
а душа вероломных лишь жаждет насилия.
3 Кто сдержан в речах — жизнь свою сбережет,
а кто рта не закрывает — погубит себя.
4 Гложет праздного голод, да утолить его нечем,2
а усердный будет есть досыта.
5 Лживое слово ненавистно праведнику,
а нечестивец себя запятнает и опозорит.
6 Праведность ограждает тех, чей путь непорочен,
а грешника погубит его нечестие.
7 Иной, ничего не имея, выдает себя за богатого,
другой же при большом состоянии прибедняется.
8 Бывает, что богатством своим
человек выкупает себе жизнь,
а бедный и угрозы3 не услышит.
9 Радостен свет у праведных,
а светильник нечестивых погаснет.
10 Легковесный человек4 разжигает ссоры,
но среди тех, кто ищет совета, — мудрость.
11 Богатство случайное5 рассеется,
а собранное многими трудами6 — приумножится.
12 Отдаленная7 надежда сердце томит,
но исполнение желаний древу жизни подобно.
13 Презрение к слову губит человека,
а кто почитает заповедь — получит награду.
14 Учение мудреца — живительный родник,
уберегающий от гибельной западни.
15 Благоразумие завоевывает расположение людей,
а путь коварных ведет к погибели.8
16 Всякий разумный человек действует
со знанием дела,
а глупец и не скрывает своего невежества.
17 Лживый9 посыльный в беду попадет,
а надежный вестник несет исцеление.
18 Отвергающий наставленье обрекает себя
на нищету и позор,
а кто принимает обличение10 — будет почитаем.
19 Исполнение желаний приносит радость,11
но невыносимо глупцу сторониться зла.
20 Вместе с мудрым пойдешь — сам мудрее станешь,
с глупцами свяжешься — будешь страдать.
21 Грешников зло преследует,
а праведникам воздастся добром.
22 Добрый оставит наследство и внукам,
а богатство грешника достанется праведнику.
23 И на поле бедняка бывает богатый урожай,
но от беззакония пропадает.12
24 Кто скуп на розги, тот сына своего ненавидит,
а кто любит — старается вразумить его.13
25 Праведник ест, пока не наестся,
а чрево нечестивцев не насыщается.14

Новой Женевской Библии

13:2 Могущество слова является одной из самых распространенных тем учительной литературы (см. 10:11, 13, 19; 12:14 и ком.). Всякое мудрое слово созидательно, и тот, кто произносит его, оказывается вознагражденным.

13:3 хранит уста свои. Говорится о сдержанности в речах, когда человек тщательно продумывает последствия своих слов.

широко раскрывает свой рот. Т.е. не задумывается о смысле своих слов и последствиях сказанного.

13:4 ленивого. См. 6:6−11; 12:27 и ком. Ни Бог, ни мир не избавляют человека от ответственности за то, как он проживает свою жизнь.

13:5 Праведник. См. 10:2 и ком.

13:6 См. 10:9 и ком.; 11:3−9.

13:7 Главное в этой пословице — не противопоставление, а сходство людей в их неискренности.

13:8 Богатый человек может с помощью своего богатства выйти из беды, бедного же подобная беда просто минует.

13:9 весело горит. Свет означает жизнь человека, которая может быть долгой и радостной, а может пройти во мраке и унынии (см. 10:27 и ком.).

13:11 Богатство от суетности истощается. Более точный перевод: «Нечестиво приобретенное богатство уходит сквозь пальцы».

трудами. В этом стихе противопоставляются два образа жизни, один из которых — мудрый, а другой — неразумный.

13:12 Эта пословица — своего рода обобщение человеческого опыта: обманутые надежды влекут за собой нравственные потери и чувство безнадежности. Речь идет не столько о немедленном удовлетворении желаний, сколько о стремлении человека достичь желанной цели.

древо жизни. См. 3:18 и ком.

13:13 словом. Т.е. наставлением.

заповеди. См. 3:1 и ком. Практическое значение усвоения мудрости или, наоборот, пренебрежение ею является постоянной темой книги Притчей.

13:14 источник жизни. См. 10:11 и ком.

13:16 Добрый разум. Т.е. способность здравого рассуждения.

приятность. Иначе говоря, признание окружающих.

13:18 Худой посол. Т.е. вводящий в заблуждение тех, к кому он приходит.

в беду. Таким послом был, например, амаликитянин, лживо заявивший, что убил Саула, в надежде заслужить расположение Давида и поплатившийся за это жизнью (2Цар 1:1−16). Вторая часть пословицы говорит о посланнике, приносящем добрые вести.

13:19 См. 1:20−33 и ком.

13:20 См. ст. 12 и ком. Достижение достойной цели украшает жизнь, но глупец не имеет таких целей, ибо не уклоняется от зла.

13:21 Общаясь с теми или иными людьми, человек уподобляется им.

13:22 В основе мудрости, которая приходит с опытом, лежит сознание того, что образ жизни человека всегда имеет свои последствия. Это обусловлено причинно-следственными связями, вытекающими из упорядоченности мира, управляемого Самим Богом.

13:23 оставляет наследство. Воздействие мудрости на жизнь человека не краткосрочно, и очевидность этого воздействия сказывается на семье.

сберегается для праведного. В книге Иова (27:13−19) говорится, что нечестивый человек в конце концов оказывается ни с чем (см. ст. 22 и ком.).

13:25 розги. В данном случае это слово употреблено как метафора и означает наказание как таковое.

13:26 См. ст. 13, 19, 23 и ком.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: добрым плодом своих речей насытится человек.
4  [2] — Или (ближе к букв.): жаждет душа ленивого, но тщетно.
8  [3] — Букв.: упрека.
10  [4] — Так по друг. чтению; друг. возм. пер.: где гордыня, там и ссора.
11  [5] — Или: приобретенное быстро.
11  [6] — Или (ближе к букв.): по крупицам.
12  [7] — Или: несбыточная.
15  [8] — Так по друг. чтению; друг. возм. пер. (по масоретскому тексту): а коварных с их пути не собьешь.
17  [9] — Букв.: нечестивый.
18  [10] — Или: предостережение.
19  [11] — Или: наполняет жизнь удовольствием.
23  [12] — Или: но беззаконники его отнимают.
24  [13] — Или: сызмальства строго его воспитывает.
25  [14] — Или (ближе к букв.): а в чреве у нечестивцев пусто.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.