а бесстыдный — не принимает обличений.
а душа вероломных лишь жаждет насилия.
а кто рта не закрывает — погубит себя.
а усердный будет есть досыта.
а нечестивец себя запятнает и опозорит.
а грешника погубит его нечестие.
другой же при большом состоянии прибедняется.
человек выкупает себе жизнь,
а бедный и угрозы3 не услышит.
а светильник нечестивых погаснет.
но среди тех, кто ищет совета, — мудрость.
а собранное многими трудами6 — приумножится.
но исполнение желаний древу жизни подобно.
а кто почитает заповедь — получит награду.
уберегающий от гибельной западни.
а путь коварных ведет к погибели.8
со знанием дела,
а глупец и не скрывает своего невежества.
а надежный вестник несет исцеление.
на нищету и позор,
а кто принимает обличение10 — будет почитаем.
но невыносимо глупцу сторониться зла.
с глупцами свяжешься — будешь страдать.
а праведникам воздастся добром.
а богатство грешника достанется праведнику.
но от беззакония пропадает.12
а кто любит — старается вразумить его.13
а чрево нечестивцев не насыщается.14
13:2 Могущество слова является одной из самых распространенных тем учительной литературы (см. 10:11, 13, 19; 12:14 и ком.). Всякое мудрое слово созидательно, и тот, кто произносит его, оказывается вознагражденным.
13:3 хранит уста свои. Говорится о сдержанности в речах, когда человек тщательно продумывает последствия своих слов.
широко раскрывает свой рот. Т.е. не задумывается о смысле своих слов и последствиях сказанного.
13:4 ленивого. См. 6:6−11; 12:27 и ком. Ни Бог, ни мир не избавляют человека от ответственности за то, как он проживает свою жизнь.
13:5 Праведник. См. 10:2 и ком.
13:6 См. 10:9 и ком.; 11:3−9.
13:7 Главное в этой пословице — не противопоставление, а сходство людей в их неискренности.
13:8 Богатый человек может с помощью своего богатства выйти из беды, бедного же подобная беда просто минует.
13:9 весело горит. Свет означает жизнь человека, которая может быть долгой и радостной, а может пройти во мраке и унынии (см. 10:27 и ком.).
13:11 Богатство от суетности истощается. Более точный перевод: «Нечестиво приобретенное богатство уходит сквозь пальцы».
трудами. В этом стихе противопоставляются два образа жизни, один из которых — мудрый, а другой — неразумный.
13:12 Эта пословица — своего рода обобщение человеческого опыта: обманутые надежды влекут за собой нравственные потери и чувство безнадежности. Речь идет не столько о немедленном удовлетворении желаний, сколько о стремлении человека достичь желанной цели.
древо жизни. См. 3:18 и ком.
13:13 словом. Т.е. наставлением.
заповеди. См. 3:1 и ком. Практическое значение усвоения мудрости или, наоборот, пренебрежение ею является постоянной темой книги Притчей.
13:14 источник жизни. См. 10:11 и ком.
13:16 Добрый разум. Т.е. способность здравого рассуждения.
приятность. Иначе говоря, признание окружающих.
13:18 Худой посол. Т.е. вводящий в заблуждение тех, к кому он приходит.
в беду. Таким послом был, например, амаликитянин, лживо заявивший, что убил Саула, в надежде заслужить расположение Давида и поплатившийся за это жизнью (2Цар 1:1−16). Вторая часть пословицы говорит о посланнике, приносящем добрые вести.
13:19 См. 1:20−33 и ком.
13:20 См. ст. 12 и ком. Достижение достойной цели украшает жизнь, но глупец не имеет таких целей, ибо не уклоняется от зла.
13:21 Общаясь с теми или иными людьми, человек уподобляется им.
13:22 В основе мудрости, которая приходит с опытом, лежит сознание того, что образ жизни человека всегда имеет свои последствия. Это обусловлено причинно-следственными связями, вытекающими из упорядоченности мира, управляемого Самим Богом.
13:23 оставляет наследство. Воздействие мудрости на жизнь человека не краткосрочно, и очевидность этого воздействия сказывается на семье.
сберегается для праведного. В книге Иова (27:13−19) говорится, что нечестивый человек в конце концов оказывается ни с чем (см. ст. 22 и ком.).
13:25 розги. В данном случае это слово употреблено как метафора и означает наказание как таковое.
13:26 См. ст. 13, 19, 23 и ком.