Притчи 15 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Кроткий ответ отвращает гнев,
а резкое слово вызывает ярость.
2 Язык мудрого преображает знание,1
а уста глупцов извергают вздор.
3 Пред очами ГОСПОДА всё сущее,2
видит Он и добрых, и злых.
4 Утешительное слово3 — древо жизни,
а коварный язык сокрушает дух.
5 Кто пренебрегает наставлениями4
отца своего — глуп,
внимающий же обличениям —
благоразумен.
6 В доме честного — великое богатство,
а нечестивцу от всякого достатка —
только ущерб.
7 Уста мудрых сеют знание,
а сердце глупых бесплодно.5
8 Жертва нечестивцев отвратительна ГОСПОДУ,
а молитвы честных Ему угодны.
9 Мерзок для ГОСПОДА путь нечестивца,
а тех, кто стремится к праведности,
Он любит.
10 Уклоняющегося с пути
постигнет суровое наказание,
и кто ненавидит обличение — погибнет.
11 Если Шеол и Аваддон6 не сокрыты от ГОСПОДА,
тем более — сердца человеческие.
12 Бесстыдный человек не любит обличений,
к мудрым он не пойдет.
13 Радостью сердца лицо сияет,
а скорбное сердце сокрушает дух.
14 Сердце разумное ищет знания,
а уста глупцов вздором кормятся.
15 У несчастного все дни горя полны,
а для радостного сердца —
всякий день7 праздник.
16 Лучше скромный достаток,
да боязнь ГОСПОДА огорчить, 8
чем при большом состоянии не знать покоя.9
17 Лучше обед из овощей, да с любовью,
чем откормленный телец, да с ненавистью.
18 Вспыльчивый человек сеет вражду,
а негневливый — погасит ссору.
19 Тропа ленивого сорняками
и колючками поросла,
а путь праведных — торная дорога.
20 Мудрый сын радует отца,
а глупый и мать свою презирает.
21 Глупость забавляет человека недалекого,
а здравомыслящий идет по пути прямому.
22 Без разумного совета не осуществится задуманное,
а кто ищет совета у многих, у того будет успех.
23 В радость человеку удачный ответ,
и уместное слово всегда кстати!10
24 Путь мудрого человека вверх устремлен,
дабы избегнуть глубин Шеола.
25 Дом гордеца ГОСПОДЬ разрушит,
а межу вдовы защитит.11
26 Мерзость для ГОСПОДА — замыслы злодеев,
а добрые слова чисты и искренни.
27 Алчный до наживы погубит свой дом,
а кому ненавистны взятки — будет жить.
28 Сердце праведника обдумывает ответ,
а уста нечестивцев извергают зло.
29 Удаляется ГОСПОДЬ от нечестивцев,
а молитвы праведников Он слышит.
30 Сияющий взгляд радует сердце,
добрая весть укрепляет тело.12
31 Кто внимает живительному обличению,
тот окажется среди мудрецов.
32 Кто не слушает обличений —
пренебрегает собственной жизнью,
кто внимает наставлениям —
обретет разум.
33 Благоговение пред ГОСПОДОМ —
вот чему учит мудрость,
а смирение предшествует славе.

Новой Женевской Библии

15:1 См. ст. 2, 4, 7, 14 и 23. Слова обладают силой, которая способна устанавливать и разрушать человеческие отношения.

15:2 См. 6:17, 24; 10:20, 31; 12:18−19.

15:3 См. 2Пар 16:9; Пс 32:13−14. Предостережения против гнева и бессильной злобы обосновываются указанием на всевидение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (см. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение»).

15:4 древо жизни. См. 3:18 и ком.

15:5 См. 1:8; 6:20; 12:15; 13:1, 13, 18. Смиренное ученичество — признак благоразумного человека.

15:6 сокровищ. Это слово, с одной стороны, подразумевает материальное богатство (3Цар 4:20−28), а с другой является метафорой мудрости (8:18−21).

15:7 См. ст. 2 и ком.

15:8 См. Ис 1:12−13; Ам 5:21−22. Обращаясь к религиозной жизни Израиля, мудрец акцентирует внимание на условиях завета, в рамках которого действует мудрость.

15:10 от пути. Т.е. от пути мудрости (2:12−15).

ненавидящий обличение погибнет. См. 2:18 и ком.

15:11 Преисподняя. См. ком. к 1:12.

Аваддон. Губитель. В данном случае — синоним смерти.

15:12 распутный. Точнее: «насмешник» (см. 1:22 и ком.).

15:13 См. ком. к 14:30.

15:14 Мудрый человек ищет знания, никогда не останавливаясь на достигнутом.

15:15 См. 14:30 и ком.

пир. Здесь — метафора радости.

15:16 Здесь говорится о том, что страх Господень сам по себе уже богатство (ст. 6 и ком.).

большое сокровище, и при нем тревога. См. 10:2. Богатство, не подкрепленное мудрой жизнью, призрачно (Мк 10:25).

15:17 Духовное родство крепче родства кровного.

15:18 См. ст. 1; 14:17, 29.

15:19 См. 6:6−11; 10:4; 13:4.

праведных. В данном случае — трудолюбивых, прилежных, добродетельных.

15:24 См. 2:18−22 и ком.

от преисподней. См. ком. к 1:12.

15:25 Это упоминание о божественном воздаянии основывается, скорее, на откровении о божественном искуплении, чем на видимых фактах.

15:26 Должные отношения с Богом являются вершиной мудрости (см. ст. 8−9).

15:27 Корыстолюбивый. Содержание второй части стиха предполагает, что это слово относится к тому, чье богатство приобретено неправедным путем.

15:28 Одним из признаков мудрости является способность не только давать взвешенные советы, но и осознавать свою ответственность за них.

15:29 См. ком. к ст. 8.

15:30 Ср. ст. 13.

Светлый взгляд. Очевидно, это выражение следует понимать в смысле: глаза — зеркало души.

15:32 внимает обличению. См. 1:7; 11:2 и ком.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: украшает знание, в знач. знание излагается в подобающем ему виде, изысканной форме.
3  [2] — Букв.: на всяком месте.
4  [3] — Букв.: язык.
5  [4] — Или: наказанием / наказом.
7  [5] — Букв.: но не так в сердце глупых.
11  [6] — Аваддон — еще одно название мира мертвых (ср. Откр 9:11), букв.: погибель — по мнению автора, только Господь знает всё о потустороннем, посмертном бытии.
15  [7] — Или: всегда.
16  [8] — Друг. возм. пер.: при благоговении пред Господом.
16  [9] — Или: быть в тревоге.
23  [10] — Или: как хорошо слово, сказанное вовремя.
25  [11] — Т. е. защитит надел вдовы и всё ее имущество от посягательств, ср. 22:28; 23:10; Втор 19:14; Втор 27:17.
30  [12] — Букв.: кости.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.