а резкое слово вызывает ярость.
а уста глупцов извергают вздор.
видит Он и добрых, и злых.
а коварный язык сокрушает дух.
отца своего — глуп,
внимающий же обличениям —
благоразумен.
а нечестивцу от всякого достатка —
только ущерб.
а сердце глупых бесплодно.5
а молитвы честных Ему угодны.
а тех, кто стремится к праведности,
Он любит.
постигнет суровое наказание,
и кто ненавидит обличение — погибнет.
тем более — сердца человеческие.
к мудрым он не пойдет.
а скорбное сердце сокрушает дух.
а уста глупцов вздором кормятся.
а для радостного сердца —
всякий день7 праздник.
да боязнь ГОСПОДА огорчить, 8
чем при большом состоянии не знать покоя.9
чем откормленный телец, да с ненавистью.
а негневливый — погасит ссору.
и колючками поросла,
а путь праведных — торная дорога.
а глупый и мать свою презирает.
а здравомыслящий идет по пути прямому.
а кто ищет совета у многих, у того будет успех.
и уместное слово всегда кстати!10
дабы избегнуть глубин Шеола.
а межу вдовы защитит.11
а добрые слова чисты и искренни.
а кому ненавистны взятки — будет жить.
а уста нечестивцев извергают зло.
а молитвы праведников Он слышит.
добрая весть укрепляет тело.12
тот окажется среди мудрецов.
пренебрегает собственной жизнью,
кто внимает наставлениям —
обретет разум.
вот чему учит мудрость,
а смирение предшествует славе.
15:1 См. ст. 2, 4, 7, 14 и 23. Слова обладают силой, которая способна устанавливать и разрушать человеческие отношения.
15:2 См. 6:17, 24; 10:20, 31; 12:18−19.
15:3 См. 2Пар 16:9; Пс 32:13−14. Предостережения против гнева и бессильной злобы обосновываются указанием на всевидение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (см. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение»).
15:4 древо жизни. См. 3:18 и ком.
15:5 См. 1:8; 6:20; 12:15; 13:1, 13, 18. Смиренное ученичество — признак благоразумного человека.
15:6 сокровищ. Это слово, с одной стороны, подразумевает материальное богатство (3Цар 4:20−28), а с другой является метафорой мудрости (8:18−21).
15:7 См. ст. 2 и ком.
15:8 См. Ис 1:12−13; Ам 5:21−22. Обращаясь к религиозной жизни Израиля, мудрец акцентирует внимание на условиях завета, в рамках которого действует мудрость.
15:10 от пути. Т.е. от пути мудрости (2:12−15).
ненавидящий обличение погибнет. См. 2:18 и ком.
15:11 Преисподняя. См. ком. к 1:12.
Аваддон. Губитель. В данном случае — синоним смерти.
15:12 распутный. Точнее: «насмешник» (см. 1:22 и ком.).
15:13 См. ком. к 14:30.
15:14 Мудрый человек ищет знания, никогда не останавливаясь на достигнутом.
15:15 См. 14:30 и ком.
пир. Здесь — метафора радости.
15:16 Здесь говорится о том, что страх Господень сам по себе уже богатство (ст. 6 и ком.).
большое сокровище, и при нем тревога. См. 10:2. Богатство, не подкрепленное мудрой жизнью, призрачно (Мк 10:25).
15:17 Духовное родство крепче родства кровного.
15:18 См. ст. 1; 14:17, 29.
15:19 См. 6:6−11; 10:4; 13:4.
праведных. В данном случае — трудолюбивых, прилежных, добродетельных.
15:24 См. 2:18−22 и ком.
от преисподней. См. ком. к 1:12.
15:25 Это упоминание о божественном воздаянии основывается, скорее, на откровении о божественном искуплении, чем на видимых фактах.
15:26 Должные отношения с Богом являются вершиной мудрости (см. ст. 8−9).
15:27 Корыстолюбивый. Содержание второй части стиха предполагает, что это слово относится к тому, чье богатство приобретено неправедным путем.
15:28 Одним из признаков мудрости является способность не только давать взвешенные советы, но и осознавать свою ответственность за них.
15:29 См. ком. к ст. 8.
15:30 Ср. ст. 13.
Светлый взгляд. Очевидно, это выражение следует понимать в смысле: глаза — зеркало души.
15:32 внимает обличению. См. 1:7; 11:2 и ком.