Библия » Сравнение переводов

Притчи 16 глава

Притчи Соломона

Под редакцией Кулаковых

1 Слагает человек мысли в своей душе,
но речь из уст его – от ГОСПОДА.1
2 Все пути человека безупречны2 в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует3 души.
3 Все дела свои ГОСПОДУ доверь,
и задуманное тобой свершится.
4 Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью,
и даже нечестивца – для дня бедствия.
5 Мерзость для ГОСПОДА – человек высокомерный,
не сомневайся, безнаказанным он не останется.
6 Любовью неизменной и верностью искупается грех,
благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.
7 Если угодны ГОСПОДУ поступки человека,
то даже врагов его Он с ним примирит.4
8 Лучше скромный достаток, да в праведности,
чем прибыль большая, да без справедливости.
9 Человек сам решает, по какой дороге идти,
но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи.5
10 В слове царя – Божья воля,6
в приговоре своем он не ошибется.
11 Верные весы и подлинная мера – от ГОСПОДА,
и точные гири в суме Им задуманы.7
12 Мерзость для царей – творить зло,8
престол ведь справедливостью держится.
13 Угодны царю честные уста,
любит он тех, кто говорит правду.
14 Гнев царя предвещает смерть,
но мудрый человек отвратит гнев.
15 В светлом взоре царя – жизнь,
благоволение его – что весенний дождь.9
16 Приобретать мудрость – лучше золота:
и обрести разумение – предпочтительней серебра.
17 Дорога честных отведет от зла,
сбережет она жизнь всякому,
кто с пути своего не свернет.10
18 За гордыней вслед идет погибель,
за высокомерным духом – паденье.
19 Лучше со смиренным духом жить среди бедных,
чем с надменными делить добычу.
20 Кто вникает в дело11 – обретет благополучие,
а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.
21 Сердцем мудрый прослывет разумным,
а ласковая речь всякого убедит.12
22 Благоразумие – живительный родник для тех,
кто им обладает,
а глупость – глупцам наука.13
23 У кого в сердце мудрость, у того и речь умна,
и слова14 его убедительны.
24 Доброе слово что сотовый мед,
душу оно усладит и тело15 исцелит.
25 Видится человеку путь его прямым,
а в конце окажется он дорогой к смерти.16
26 Пустой желудок17 заставляет работника трудиться –
рот голодный его подгоняет.
27 Нечестивец18 замышляет зло,
и на устах его – словно огонь испепеляющий.
28 Коварный человек сеет раздоры,
и сплетник разлучает друзей.
29 Злодей обольщает ближнего,
увлекает его на путь недобрый.
30 Вот он щурится – значит, коварство на уме,
губы закусывает – зло у него наготове.
31 Седина – венец славы,
обретается она на праведном пути.
32 Выдержка лучше силы,19
кто собой владеет – сильнее покорителя городов.
33 Бросают жребий в полы одежд,
но что выпадет, ГОСПОДЬ решает.20

Новой Женевской Библии

16:1 Долг человека – принимать решения и действовать не противоречат реальности Божиего суверенитета.

от Господа ответ языка. Человек способен взвешивать и принимать решения, но способность эта у него – от Бога.

16:3 Данное наставление подразумевает присутствие страха Господня.

Предай. В древнееврейском тексте – "верни", что является необычным словоупотреблением. Возможно, смысл данного стиха в том, что людям необходимо обдумывать свои планы, трезво соразмеряя их с первоосновами откровения Божиего.

16:4 бедствия. В древнееврейском тексте – "его ответа". Господь, Чьею волей поддерживается справедливый миропорядок, определяет всему надлежащее место.

16:5 См. 11,20.21.

16:6 Милосердием и правдою. Эта фраза обобщает представления мудрого человека о Боге, которые воплощаются в страхе Господнем (3,3; 14,22; 20,28). Высказывание в целом звучит как упрек в формальной религиозности, лишенной истинной веры.

16:7 Господу угодны. На таких путях нет препятствий, чинимых враждой, – Господь устраняет их.

16:8 См. 15,16.17 и ком.

16:9 См. ст. 1 и 2 и ком.

16:10 слово вдохновенное. Давид говорил как посланник Божий (2 Цар. 14,17.20), а Соломон просил у Бога разумного сердца (3 Цар. 3,9). Дар Божией мудрости не освобождает царя от ответственности находить мудрые решения и поступать по справедливости.

16:11 См. 11,1; 20,10.23; Ам. 8,5. Это утверждение представляет традицию в учении о Боге, как о Том, Кто устанавливает и поддерживает справедливый миропорядок. Предписания закона относительно неверных весов содержатся в Лев. 19,35.36; Втор. 25,13-16.

16:12-13 Учение мудрости о царской власти не только отражает идеальный образ Соломона и его справедливого правления, но и изображает царскую власть как основу, на которой в то время должен был утверждаться справедливый порядок.

16:14 вестник смерти. Гнев и ярость удаляют человека от продлевающей жизнь мудрости и потому ведут к смерти (2,18 и ком.).

16:15 облако с поздним дождем. Данная метафора изображает царское благоволение как силу, под действием которой жизнь человеческая расцветает, подобно весенним побегам.

16:16 Тема превосходства мудрости над материальным благосостоянием весьма популярна в учительной литературе (3,13-15; 8,10.11.19), однако отсюда не следует, что богатство является само по себе нежелательным (3,9.10; 3 Цар. 3,10-13; 10,7-9), но приобретением его человек обязан мудрости.

16:18 См. 11,2 и ком. Надменные не внимают учению и, следовательно, гордость является пагубной глупостью.

16:19 См. 15,16 и ком.

16:21 сладкая речь. Иными словами, речь, делающая беседу приятной.

16:22 источник жизни. См. 10,11 и ком.

ученость глупых – глупость. Глупцы лишь напрасно теряют время, учась не тому, чему следует. Возможен также перевод: "...а глупость приносит наказание глупым" (NIV).

16:23 Сердце. См. ком. к 2,2. Слова мудрого человека исходят из глубин его сердца.

16:24 Приятная речь. См. ком. к ст. 21.

16:26 рот его. Угроза голода – лучшее средство от лени (2 Фес. 3,10-12).

16:31 Праведная жизнь – это жизнь, исполненная мудрости, которая приносит долголетие (3,2 и ком.), знание и опыт.

16:33 См. статью "Божественное провидение".

жребий. Т.е. урим и туммим (см. Исх. 28,30; Чис. 27,21; 1 Цар. 28,6), как, возможно, называли два небольших камня, украшавшие наперсник первосвященника, при помощи которых пытались узнать Божию волю.

все решение его – от Господа. Если жребий был брошен надлежащим образом, то считалось, что полученный ответ не был следствием случая, а исходил от Самого Бога.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.