Притчи 17 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Лучше черствая краюшка хлеба, да с покоем,
чем дом, в котором вдоволь мяса1
и при этом ссоры.
2 Разумный слуга будет повелевать
беспутным хозяйским сыном
и, словно брат его, с ним наследство разделит.
3 Серебру — тигель, и горн — для золота,2
а сердцу человека — от ГОСПОДА испытанье.
4 Злодей прислушивается к коварным речам,
и лжец пагубным словам внимает.
5 Кто над бедным глумится,
тот Творца его хулит;
кто рад чужому горю,
сам безнаказанным не останется.
6 Внуки — лучшее украшение в старости,3
слава детей — и родителей слава.
7 Нет проку неразумному от многословия,4
тем более благородному — от лжи.
8 Всякий дающий взятку считает ее неким волшебным камнем:
на что ни взглянет, во всем успех.
9 Кто желает любви — простит обиду,5
а кто ее поминает — потеряет друга.6
10 Обличение больнее для разумного,
чем сто ударов7 для глупца.
11 Смутьян лишь к злу стремится,
но против него будет послан
жестокий вестник.
12 Лучше столкнуться с медведицей,
что лишилась своих детенышей,
чем с глупцом с его глупостью.
13 Кто за добро злом воздает —
в доме того зло и поселится.
14 Начало ссоры как прорыв запруды,
уступи, пока вражда не разрослась.
15 Оправдывающий виновного
и осуждающий правого —
всё это мерзость для ГОСПОДА.
16 Не помогут глупцу никакие деньги:8
не купишь за них мудрости, коли разума нет.
17 Друг любит всегда,
а брат рожден, чтобы в беде прийти на помощь. 9
18 Безрассуден тот, кто берет на себя долг другого,
ручается за соседа.10
19 Кто любит беззаконие, тот распри любит,
а кто на зависть людям высокие ворота строит11
навлекает на себя погибель.
20 Человек с коварным сердцем не будет счастлив,
тот, чей язык лукав, попадет в беду.
21 Горе тому, кто родил неразумного,
отец глупца не будет знать радости.
22 Радость на сердце — лучшее лекарство,
а отчаяние12 иссушает тело.13
23 Берет нечестивец взятку из-под полы,
чтобы извратить правосудие.14
24 Проницательный видит мудрость
прямо перед собой,
а глупец ищет ее на краю света.15
25 Глупый сын — печаль своего отца
и горе той, что его родила.
26 Несправедливо налагать взыскание16
на человека правдивого
и благородного бить за честность.
27 Осведомленный человек сдержан в слове,17
и здравомыслящий проявляет спокойствие.
28 Даже глупца, который молчит,
могут принять за мудреца;
тот, кто держит язык за зубами,
может умным показаться.

Новой Женевской Библии

17:1 дом, полный заколотого скота, с раздором. В древнееврейском тексте — «жертва с раздором».

17:2 Права наследования могут с легкостью перейти к тем, кто своим прилежанием доказал способность достойно распорядиться ими (11:29).

17:3 Плавильня... горнило. Испытание огнем предназначено для очищения, а не уничтожения.

сердца испытывает Господь. Посланные Богом испытания служат совершенствованию человека.

17:4 Грех заключается не просто во внимании речам беззаконного, а в желании обратить услышанное во зло (16:27).

17:5 См. 14:21 и ком.; 14:31.

17:6 сыновья сыновей. Естественное желание всех родителей — иметь детей и внуков — в Израиле приобрело особую силу, ибо вся полнота благословений завета относилась к будущему и, естественно, принадлежала последующим поколениям (Пс 126:3; Пс 127:1−6).

слава... — родители. См. Исх 20:12. Родительская опека и наставления в мудрости — залог благочестия детей.

17:8 Отмеченная здесь действенность подкупа, в основе которой лежит свойственная природе человека развращенность, не получает никакой оценки (ср. притчу о неправедном управителе, Лк 16:1−9). 15:27 осуждает взяточничество; мудрость велит человеку отказаться от корысти во имя заключенного с Богом завета.

17:9 См. 10:12 и ком.

17:10 Мудрый человек противопоставляется глупцу, которому не дано ничему научиться (9:7−9). Эта тема распространена в учительной традиции.

17:11 Власть дана от Бога для сохранения порядка в обществе (Рим 13:1−5), и потому восстание против нее карается как попытка нарушить социальный мир.

17:18 См. 6:1−3 и ком.

17:21 См. 10:1; 15:20; 17:25.

17:22 См. 14:30; 15:13, 30 и ком.

17:23 См. ст. 8 и ком.

17:25 См. ст. 21.

17:27 Мудрый человек сдержан в словах. Ср. 16:27−28.

17:28 Данная пословица развивает мысль предыдущей, с долей иронии допуская, что и глупец, когда молчит, может казаться умнее.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: жертв / жертвенного мяса.
3  [2] — Эта часть стиха дословно совпадает с первой частью стиха 27:21.
6  [3] — Букв.: венец старости.
7  [4] — Или: не пристала глупцу изысканная речь.
9  [5] — Или: проступок / грех.
9  [6] — Друг. возм. пер.: а кто об обидах судачит, разлучает друзей; ср. 16:28.
10  [7] — Явная гипербола, поскольку Закон Моисеев запрещал наносить в качестве наказания более сорока ударов, см. Втор 25:2,3.
16  [8] — Или (ближе к букв.): какой прок глупцу от денег в руке.
17  [9] — Масоретский текст не совсем ясен, другие переводят: (друг) и в беде, словно брат, придет на помощь. В 18:24 говорится, что бывает друг лучше брата.
18  [10] — Ср. 6:1−5; 11:13; 20:16; 22:26; 27:13.
19  [11] — Друг. возм. пер.: кто говорит высокомерно.
22  [12] — Или: уныние / унылый дух / сокрушенный дух.
22  [13] — Букв.: кости.
23  [14] — Букв.: пути правосудия.
24  [15] — Букв.: глаза глупца — на краю земли. Друг. возм. пер.: разумный повсюду видит мудрость, а глупец нигде ее не отыщет.
26  [16] — Или: денежное возмещение / штраф.
27  [17] — Или: кто сдержан в слове, тот разумен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.