Библия » Сравнение переводов

Притчи 17 глава

Притчи Соломона

Под редакцией Кулаковых

1 Лучше черствая краюшка хлеба, да с покоем,
чем дом, в котором вдоволь мяса1
и при этом ссоры.
2 Разумный слуга будет повелевать
беспутным хозяйским сыном
и, словно брат его, с ним наследство разделит.
3 Серебру – тигель, и горн – для золота,2
а сердцу человека – от ГОСПОДА испытанье.
4 Злодей прислушивается к коварным речам,
и лжец пагубным словам внимает.
5 Кто над бедным глумится,
тот Творца его хулит;
кто рад чужому горю,
сам безнаказанным не останется.
6 Внуки – лучшее украшение в старости,3
слава детей – и родителей слава.
7 Нет проку неразумному от многословия,4
тем более благородному – от лжи.
8 Всякий дающий взятку считает ее неким волшебным камнем:
на что ни взглянет, во всем успех.
9 Кто желает любви – простит обиду,5
а кто ее поминает – потеряет друга.6
10 Обличение больнее для разумного,
чем сто ударов7 для глупца.
11 Смутьян лишь к злу стремится,
но против него будет послан
жестокий вестник.
12 Лучше столкнуться с медведицей,
что лишилась своих детенышей,
чем с глупцом с его глупостью.
13 Кто за добро злом воздает –
в доме того зло и поселится.
14 Начало ссоры как прорыв запруды,
уступи, пока вражда не разрослась.
15 Оправдывающий виновного
и осуждающий правого –
всё это мерзость для ГОСПОДА.
16 Не помогут глупцу никакие деньги:8
не купишь за них мудрости, коли разума нет.
17 Друг любит всегда,
а брат рожден, чтобы в беде прийти на помощь. 9
18 Безрассуден тот, кто берет на себя долг другого,
ручается за соседа.10
19 Кто любит беззаконие, тот распри любит,
а кто на зависть людям высокие ворота строит11
навлекает на себя погибель.
20 Человек с коварным сердцем не будет счастлив,
тот, чей язык лукав, попадет в беду.
21 Горе тому, кто родил неразумного,
отец глупца не будет знать радости.
22 Радость на сердце – лучшее лекарство,
а отчаяние12 иссушает тело.13
23 Берет нечестивец взятку из-под полы,
чтобы извратить правосудие.14
24 Проницательный видит мудрость
прямо перед собой,
а глупец ищет ее на краю света.15
25 Глупый сын – печаль своего отца
и горе той, что его родила.
26 Несправедливо налагать взыскание16
на человека правдивого
и благородного бить за честность.
27 Осведомленный человек сдержан в слове,17
и здравомыслящий проявляет спокойствие.
28 Даже глупца, который молчит,
могут принять за мудреца;
тот, кто держит язык за зубами,
может умным показаться.

Новой Женевской Библии

17:1 дом, полный заколотого скота, с раздором. В древнееврейском тексте – "жертва с раздором".

17:2 Права наследования могут с легкостью перейти к тем, кто своим прилежанием доказал способность достойно распорядиться ими (11,29).

17:3 Плавильня... горнило. Испытание огнем предназначено для очищения, а не уничтожения.

сердца испытывает Господь. Посланные Богом испытания служат совершенствованию человека.

17:4 Грех заключается не просто во внимании речам беззаконного, а в желании обратить услышанное во зло (16,27).

17:5 См. 14,21 и ком.; 14,31.

17:6 сыновья сыновей. Естественное желание всех родителей – иметь детей и внуков – в Израиле приобрело особую силу, ибо вся полнота благословений завета относилась к будущему и, естественно, принадлежала последующим поколениям (Пс. 126,3; 127,1-6).

слава... – родители. См. Исх. 20,12. Родительская опека и наставления в мудрости – залог благочестия детей.

17:8 Отмеченная здесь действенность подкупа, в основе которой лежит свойственная природе человека развращенность, не получает никакой оценки (ср. притчу о неправедном управителе, Лк. 16,1-9). 15,27 осуждает взяточничество; мудрость велит человеку отказаться от корысти во имя заключенного с Богом завета.

17:9 См. 10,12 и ком.

17:10 Мудрый человек противопоставляется глупцу, которому не дано ничему научиться (9,7-9). Эта тема распространена в учительной традиции.

17:11 Власть дана от Бога для сохранения порядка в обществе (Рим. 13,1-5), и потому восстание против нее карается как попытка нарушить социальный мир.

17:18 См. 6,1-3 и ком.

17:21 См. 10,1; 15,20; 17,25.

17:22 См. 14,30; 15,13.30 и ком.

17:23 См. ст. 8 и ком.

17:25 См. ст. 21.

17:27 Мудрый человек сдержан в словах. Ср. 16,27.28.

17:28 Данная пословица развивает мысль предыдущей, с долей иронии допуская, что и глупец, когда молчит, может казаться умнее.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.