чем дом, в котором вдоволь мяса1
и при этом ссоры.
беспутным хозяйским сыном
и, словно брат его, с ним наследство разделит.
а сердцу человека — от ГОСПОДА испытанье.
и лжец пагубным словам внимает.
тот Творца его хулит;
кто рад чужому горю,
сам безнаказанным не останется.
слава детей — и родителей слава.
тем более благородному — от лжи.
на что ни взглянет, во всем успех.
а кто ее поминает — потеряет друга.6
чем сто ударов7 для глупца.
но против него будет послан
жестокий вестник.
что лишилась своих детенышей,
чем с глупцом с его глупостью.
в доме того зло и поселится.
уступи, пока вражда не разрослась.
и осуждающий правого —
всё это мерзость для ГОСПОДА.
не купишь за них мудрости, коли разума нет.
а брат рожден, чтобы в беде прийти на помощь. 9
ручается за соседа.10
а кто на зависть людям высокие ворота строит11 —
навлекает на себя погибель.
тот, чей язык лукав, попадет в беду.
отец глупца не будет знать радости.
а отчаяние12 иссушает тело.13
чтобы извратить правосудие.14
прямо перед собой,
а глупец ищет ее на краю света.15
и горе той, что его родила.
на человека правдивого
и благородного бить за честность.
и здравомыслящий проявляет спокойствие.
могут принять за мудреца;
тот, кто держит язык за зубами,
может умным показаться.
17:1 дом, полный заколотого скота, с раздором. В древнееврейском тексте — «жертва с раздором».
17:2 Права наследования могут с легкостью перейти к тем, кто своим прилежанием доказал способность достойно распорядиться ими (11:29).
17:3 Плавильня... горнило. Испытание огнем предназначено для очищения, а не уничтожения.
сердца испытывает Господь. Посланные Богом испытания служат совершенствованию человека.
17:4 Грех заключается не просто во внимании речам беззаконного, а в желании обратить услышанное во зло (16:27).
17:5 См. 14:21 и ком.; 14:31.
17:6 сыновья сыновей. Естественное желание всех родителей — иметь детей и внуков — в Израиле приобрело особую силу, ибо вся полнота благословений завета относилась к будущему и, естественно, принадлежала последующим поколениям (Пс 126:3; Пс 127:1−6).
слава... — родители. См. Исх 20:12. Родительская опека и наставления в мудрости — залог благочестия детей.
17:8 Отмеченная здесь действенность подкупа, в основе которой лежит свойственная природе человека развращенность, не получает никакой оценки (ср. притчу о неправедном управителе, Лк 16:1−9). 15:27 осуждает взяточничество; мудрость велит человеку отказаться от корысти во имя заключенного с Богом завета.
17:9 См. 10:12 и ком.
17:10 Мудрый человек противопоставляется глупцу, которому не дано ничему научиться (9:7−9). Эта тема распространена в учительной традиции.
17:11 Власть дана от Бога для сохранения порядка в обществе (Рим 13:1−5), и потому восстание против нее карается как попытка нарушить социальный мир.
17:18 См. 6:1−3 и ком.
17:21 См. 10:1; 15:20; 17:25.
17:22 См. 14:30; 15:13, 30 и ком.
17:23 См. ст. 8 и ком.
17:25 См. ст. 21.
17:27 Мудрый человек сдержан в словах. Ср. 16:27−28.
17:28 Данная пословица развивает мысль предыдущей, с долей иронии допуская, что и глупец, когда молчит, может казаться умнее.