куда пожелает Он, туда его и направит.
но ГОСПОДЬ испытует сердца.1
желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.
сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3
а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.
лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6
потому что они отказываются
поступать справедливо.
а кто душою чист — тот поступает честно.9
чем жить в просторном доме
со сварливой женой.11
и ближнего своего не пощадит.
простак мудрее становится;
когда же мудрого вразумляют —
он обретает знание.12
на беду нечестивцев обрекает.13
сам однажды позовет на помощь,
да никто не отзовется.
взятка из-под полы лютую ярость погасит.
праведник радуется,
а злодей приходит в смятение.14
лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.
тому, кто вино и пиры16 любит,
богатым не бывать.
за честного — лжец.17
чем вместе со сварливой18 и злобной женой.
и оливковым маслом,
а глупец всё проест.19
обретет и жизнь, и праведность, и славу.20
целого города воинов,
и разрушит твердыню,
на которую они полагались.
тот сохранит себя от бед.
и полон необузданной гордыни.
потому что руками не хочет трудиться.
а праведник раздает, не скупясь.21
мерзость для Господа,
а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.
а тот, кто внимательно выслушает свидетелей,
выиграет тяжбу.24
человек же честный думает,
как ему поступить.26
и мудрость, и разум, и совет.
но победа28 — от ГОСПОДА.
21:1 Сердце царя — в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис 45:1).
21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1Цар 15:22; Ис 1:11−17) и является редкой для учительной литературы (см. 15:8 и ком.).
21:4 Гордость очей. См. 6:17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и «надменное сердце».
21:5 Ср. 19:15 и 21:25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.
21:7 обрушится на них. См. 1:17−19 и ком.; 12:13.
21:9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).
21:10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.
21:12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.
21:15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей — понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением «страх Господень».
21:16 См. 2:18; 3:18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.
21:17 вино и тук. Здесь — символ расточительности.
21:18 Выкупом. См. 11:8; Исх 21:28−30. Выкуп — сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.
21:19 См. ст. 9 и ком.; 19:13.
21:21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения.
правду. Справедливые взаимоотношения.
21:22 См. 16:32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2Кор 10:4.
21:23 См. 13:3; 15:23; 18:13.
21:24 кощунник. См. 9:7; 19:25 и ком.
21:25 См. 19:24 и ком.
Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.
21:26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.
21:27 См. ст. 3; 15:8 и ком.
21:28 См. 14:25; 19:5, 9 и ком.
21:30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.
21:31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.