Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА:
куда пожелает Он, туда его и направит.
2 Все пути человека прямы в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует сердца.1
3 Поступки справедливые и праведные
желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.
4 Надменные взгляды и сердца гордые
сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3
5 Замыслы человека усердного принесут достаток,4
а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.
6 Богатство, добытое лживым языком, —
лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6
7 Сметет7 нечестивцев само их злодейство,
потому что они отказываются
поступать справедливо.
8 Извилист путь человека порочного,8
а кто душою чист — тот поступает честно.9
9 Лучше на самом краю крыши ютиться,10
чем жить в просторном доме
со сварливой женой.11
10 Нечестивец страстно желает зла
и ближнего своего не пощадит.
11 Наказывают бесстыдного человека —
простак мудрее становится;
когда же мудрого вразумляют —
он обретает знание.12
12 Праведный следит за домом нечестивца,
на беду нечестивцев обрекает.13
13 Кто к мольбам бедняков глух —
сам однажды позовет на помощь,
да никто не отзовется.
14 Тайный дар успокоит гнев,
взятка из-под полы лютую ярость погасит.
15 Когда торжествует справедливость,
праведник радуется,
а злодей приходит в смятение.14
16 Кто с пути разумного сбился,
лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.
17 Любишь веселиться — в нужду попадешь;
тому, кто вино и пиры16 любит,
богатым не бывать.
18 Выкуп за праведника — нечестивец,
за честного — лжец.17
19 Лучше в пустыне жить,
чем вместе со сварливой18 и злобной женой.
20 Запасется мудрый и сокровищем желанным,
и оливковым маслом,
а глупец всё проест.19
21 Кто стремится к праведности и неизменной любви —
обретет и жизнь, и праведность, и славу.20
22 Мудрый человек выступит против
целого города воинов,
и разрушит твердыню,
на которую они полагались.
23 Кто в чистоте хранит уста свои и язык,
тот сохранит себя от бед.
24 Вот каков кощунник: дерзок он, надменен
и полон необузданной гордыни.
25 Погубит лентяя его собственная прихоть,
потому что руками не хочет трудиться.
26 Каждый день снедает его прихоть,
а праведник раздает, не скупясь.21
27 Жертвы нечестивцев —
мерзость для Господа,
а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.
28 Лжесвидетель сгинет,23
а тот, кто внимательно выслушает свидетелей,
выиграет тяжбу.24
29 У нечестивца глаза25 бесстыжие,
человек же честный думает,
как ему поступить.26
30 Бессильны пред ГОСПОДОМ27
и мудрость, и разум, и совет.
31 Готовят коня ко дню битвы,
но победа28 — от ГОСПОДА.

Новой Женевской Библии

21:1 Сердце царя — в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис 45:1).

21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1Цар 15:22; Ис 1:11−17) и является редкой для учительной литературы (см. 15:8 и ком.).

21:4 Гордость очей. См. 6:17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и «надменное сердце».

21:5 Ср. 19:15 и 21:25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.

21:7 обрушится на них. См. 1:17−19 и ком.; 12:13.

21:9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).

21:10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.

21:12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.

21:15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей — понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением «страх Господень».

21:16 См. 2:18; 3:18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.

21:17 вино и тук. Здесь — символ расточительности.

21:18 Выкупом. См. 11:8; Исх 21:28−30. Выкуп — сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.

21:19 См. ст. 9 и ком.; 19:13.

21:21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения.

правду. Справедливые взаимоотношения.

21:22 См. 16:32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2Кор 10:4.

21:23 См. 13:3; 15:23; 18:13.

21:24 кощунник. См. 9:7; 19:25 и ком.

21:25 См. 19:24 и ком.

Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.

21:26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.

21:27 См. ст. 3; 15:8 и ком.

21:28 См. 14:25; 19:5, 9 и ком.

21:30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.

21:31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4  [2] — Или: целине.
4  [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5  [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6  [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6  [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7  [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8  [8] — Смысл оригинала неясен.
8  [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9  [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9  [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11  [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12  [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15  [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16  [15] — См. примеч. к 2:18.
17  [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18  [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19  [18] — Друг. чтение: вздорной.
20  [19] — Или: растратит.
21  [20] — Или: хвалу.
26  [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27  [22] — Или: из худых побуждений.
28  [23] — Ср. 19:5,9.
28  [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29  [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29  [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30  [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31  [28] — Или: спасение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.