Библия » Сравнение переводов

Притчи 21 глава

Притчи Соломона

Под редакцией Кулаковых

1 Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА:
куда пожелает Он, туда его и направит.
2 Все пути человека прямы в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует сердца.1
3 Поступки справедливые и праведные
желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.
4 Надменные взгляды и сердца гордые
сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3
5 Замыслы человека усердного принесут достаток,4
а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.
6 Богатство, добытое лживым языком, –
лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6
7 Сметет7 нечестивцев само их злодейство,
потому что они отказываются
поступать справедливо.
8 Извилист путь человека порочного,8
а кто душою чист – тот поступает честно.9
9 Лучше на самом краю крыши ютиться,10
чем жить в просторном доме
со сварливой женой.11
10 Нечестивец страстно желает зла
и ближнего своего не пощадит.
11 Наказывают бесстыдного человека –
простак мудрее становится;
когда же мудрого вразумляют –
он обретает знание.12
12 Праведный следит за домом нечестивца,
на беду нечестивцев обрекает.13
13 Кто к мольбам бедняков глух –
сам однажды позовет на помощь,
да никто не отзовется.
14 Тайный дар успокоит гнев,
взятка из-под полы лютую ярость погасит.
15 Когда торжествует справедливость,
праведник радуется,
а злодей приходит в смятение.14
16 Кто с пути разумного сбился,
лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.
17 Любишь веселиться – в нужду попадешь;
тому, кто вино и пиры16 любит,
богатым не бывать.
18 Выкуп за праведника – нечестивец,
за честного – лжец.17
19 Лучше в пустыне жить,
чем вместе со сварливой18 и злобной женой.
20 Запасется мудрый и сокровищем желанным,
и оливковым маслом,
а глупец всё проест.19
21 Кто стремится к праведности и неизменной любви –
обретет и жизнь, и праведность, и славу.20
22 Мудрый человек выступит против
целого города воинов,
и разрушит твердыню,
на которую они полагались.
23 Кто в чистоте хранит уста свои и язык,
тот сохранит себя от бед.
24 Вот каков кощунник: дерзок он, надменен
и полон необузданной гордыни.
25 Погубит лентяя его собственная прихоть,
потому что руками не хочет трудиться.
26 Каждый день снедает его прихоть,
а праведник раздает, не скупясь.21
27 Жертвы нечестивцев –
мерзость для Господа,
а принесенные со злым умыслом22 – и подавно.
28 Лжесвидетель сгинет,23
а тот, кто внимательно выслушает свидетелей,
выиграет тяжбу.24
29 У нечестивца глаза25 бесстыжие,
человек же честный думает,
как ему поступить.26
30 Бессильны пред ГОСПОДОМ27
и мудрость, и разум, и совет.
31 Готовят коня ко дню битвы,
но победа28 – от ГОСПОДА.

Новой Женевской Библии

21:1 Сердце царя – в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис. 45,1).

21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1 Цар. 15,22; Ис. 1,11-17) и является редкой для учительной литературы (см. 15,8 и ком.).

21:4 Гордость очей. См. 6,17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и "надменное сердце".

21:5 Ср. 19,15 и 21,25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.

21:7 обрушится на них. См. 1,17-19 и ком.; 12,13.

21:9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).

21:10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.

21:12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.

21:15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей – понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением "страх Господень".

21:16 См. 2,18; 3,18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.

21:17 вино и тук. Здесь – символ расточительности.

21:18 Выкупом. См. 11,8; Исх. 21,28-30. Выкуп – сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис. 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.

21:19 См. ст. 9 и ком.; 19,13.

21:21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения.

правду. Справедливые взаимоотношения.

21:22 См. 16,32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2 Кор. 10,4.

21:23 См. 13,3; 15,23; 18,13.

21:24 кощунник. См. 9,7; 19,25 и ком.

21:25 См. 19,24 и ком.

Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.

21:26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.

21:27 См. ст. 3; 15,8 и ком.

21:28 См. 14,25; 19,5.9 и ком.

21:30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.

21:31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.