не стремись быть среди них.
их уста разносят беду.
здравомыслием утверждается;
добром драгоценным и приятным.
обладающий знанием могущественней силача,1
когда ищут совета у многих — одержат победу.3
там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
того будут звать коварным.5
кощунник ненавистен людям.
как же ничтожна твоя сила!6
не отворачивайся от ведомых на погибель!
Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего?
Тот, Кто душу твою бережет, не ведает?
Не воздаст ли Он человеку по делам его?
сотового меда — он сладок на вкус.
отыщешь ее — есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет.7
не опустошай его жилище,
поднимется и дальше пойдет,
а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
не понравится это Ему9
и на врага твоего гневаться перестанет.
не завидуй нечестивым,
и светильник нечестивых погаснет.10
чтобы не навлечь на себя их гнева.11
и кто знает, какое возмездие12
последует от них обоих?
Пристрастный суд несправедлив.
проклянут того народы,
возненавидят его племена!
будет он благословен и счастлив.13
слаще поцелуя.14
позаботься о собственном поле,
а потом заводи себе семью.15
против ближнего своего,16
не доводи уста свои до лжи.
так и я поступлю с ним,
воздам ему по заслугам!»
мимо виноградника человека безрассудного:
всё сорняками покрыто,
каменная ограда развалилась.
подумал над тем, что увидел,
и такой урок извлек:
немного полежишь сложа руки —
ворвется нищета, как разбойник».17
24:1−2 См. 23:17−18 и ком.
о насилии помышляет сердце их. Речь идет уже не о глупцах, у которых недостает ума на то, чтобы не попасть в беду, а о преднамеренно злых людях, которые употребляют свой ум и свою волю на то, чтобы причинить ущерб другим.
24:3−4 Мудростью... разумом... уменьем. Эти слова используются как синонимы. Почти в одних и тех же выражениях мудрость рассказывает об искусстве строителя (см. Исх 36:1) скинии, используя слово «хокма» (мудрость), и о человеческих взаимоотношениях, равно как и о законном достижении благополучия.
драгоценным... имуществом. Либо эти слова являются метафорой прекрасных, добрых взаимоотношений в семье, либо здесь имеется в виду материальное достояние (напр., богатство Соломона).
24:5−6 См. 11:14; 21:22 и ком.
24:7 слишком высока. Глупец не может усвоить мудрость в силу своей невосприимчивости к ней. См. ком. к 22:15.
у ворот. По традиции, местом, где люди собирались для суда и совета, были городские ворота.
24:8 того называют злоумышленником. Упорядоченное общество обладает нравственными ценностями, существование которых благотворно сказывается на борьбе со злом.
24:9 Помысл глупости — грех. Глупость мыслится как устремленность ко злу.
мерзость для людей. Имеются в виду люди, верные завету.
24:10 Подлинная крепость человеческого духа проявляется только в суровых испытаниях.
24:11−12 Два стиха объединены общим смыслом, который заключается в том, что человек не имеет права под предлогом незнания уклоняться от обязанности помогать другому в нужде.
24:12 Испытующий сердца. Т.е. Бог. В данном стихе вечный смысл человеческих поступков преобладает над их временными, чисто общественными проявлениями.
24:15−16 В этих стихах высказана уверенность в том, что Господь не допустит бесконечного преуспевания нечестивого человека. В то же время праведник может испытать множество несчастий, покуда Бог, наконец, не защитит его.
24:17 Не радуйся, когда упадет. Ср. Мф 5:44.
24:19 Не негодуй. Евр: «не горячись», т.е. не впадай в гнев.
24:20 будущности. См. 23:18 и ком.
24:21 Бойся... Господа. См. 1:7 и ком.
24:22 внезапно придет погибель. Справедливое возмездие, исходящее от Бога и от царя, необходимо для сохранения порядка и истины.
24:23−25 В этих стихах правосудие рассматривается с точки зрения его общественного значения. В упорядоченном обществе правосудие не только совершается, но и рассматривается как обязательное явление.
24:26 В уста целует. Поцелуй является наиболее искренним проявлением дружеских чувств; именно этот смысл и подразумевается в данном стихе.
24:28−29 Эти стихи взаимосвязаны. Речь в них, по-видимому, идет о чем-то большем, чем о недопустимости лжесвидетельства. Возбуждение и гнев порождают месть, доводя человека до потери самообладания, как об этом говорится в ст. 29, неизменное же присутствие духа является проявлением мудрости.
24:30−34 При чтении этого фрагмента необходимо иметь в виду его связь с 6:6−11 (см. ком.).