Библия » Сравнение переводов

Притчи 24 глава

Притчи Соломона

Под редакцией Кулаковых

1 Не завидуй людям злым,
не стремись быть среди них.
2 В сердцах своих замышляют они насилие,
их уста разносят беду.
3 Мудростью созидается дом,
здравомыслием утверждается;
4 и знание наполняет покои его
добром драгоценным и приятным.
5 Мудрый человек сильнее воина,
обладающий знанием могущественней силача,1
6 ибо выигрывают битву при мудром руководстве;2
когда ищут совета у многих – одержат победу.3
7 Недосягаема мудрость для глупца,
там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
8 У кого на уме зло –
того будут звать коварным.5
9 Помыслы глупца греховны,
кощунник ненавистен людям.
10 Если в день беды ты поник,
как же ничтожна твоя сила!6
11 Спаси обреченных на смерть,
не отворачивайся от ведомых на погибель!
12 Скажешь: «Этого я не знал…»
Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего?
Тот, Кто душу твою бережет, не ведает?
Не воздаст ли Он человеку по делам его?
13 Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен,
сотового меда – он сладок на вкус.
14 Знай, такова для тебя и мудрость:
отыщешь ее – есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет.7
15 Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника,8
не опустошай его жилище,
16 ибо праведник, даже если и семь раз упадет,
поднимется и дальше пойдет,
а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
17 Не злорадствуй, когда враг твой упадет,
не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
18 Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою,
не понравится это Ему9
и на врага твоего гневаться перестанет.
19 Не гневайся из-за злодеев,
не завидуй нечестивым,
20 ибо нет у злодеев будущего,
и светильник нечестивых погаснет.10
21 Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей,
чтобы не навлечь на себя их гнева.11
22 Беда ведь придет от них внезапно,
и кто знает, какое возмездие12
последует от них обоих?
23 Вот еще слова мудрых.
Пристрастный суд несправедлив.
24 И кто скажет виновному: «Невиновен», –
проклянут того народы,
возненавидят его племена!
25 Но благо тому, кто виновного осудит,
будет он благословен и счастлив.13
26 Удачный ответ
слаще поцелуя.14
27 Сначала сделай то, что должен, вне дома,
позаботься о собственном поле,
а потом заводи себе семью.15
28 Не становись понапрасну свидетелем
против ближнего своего,16
не доводи уста свои до лжи.
29 Не говори: «Как он поступил со мной,
так и я поступлю с ним,
воздам ему по заслугам!»
30 Шел я как-то мимо поля лентяя,
мимо виноградника человека безрассудного:
31 всё заполонили колючки,
всё сорняками покрыто,
каменная ограда развалилась.
32 Посмотрел я,
подумал над тем, что увидел,
и такой урок извлек:
33 «Немного поспишь, немного подремлешь,
немного полежишь сложа руки –
34 и, как бродяга, придет к тебе бедность,
ворвется нищета, как разбойник».17

Новой Женевской Библии

24:1-2 См. 23,17,18 и ком.

о насилии помышляет сердце их. Речь идет уже не о глупцах, у которых недостает ума на то, чтобы не попасть в беду, а о преднамеренно злых людях, которые употребляют свой ум и свою волю на то, чтобы причинить ущерб другим.

24:3-4 Мудростью... разумом... уменьем. Эти слова используются как синонимы. Почти в одних и тех же выражениях мудрость рассказывает об искусстве строителя (см. Исх. 36,1) скинии, используя слово "хокма" (мудрость), и о человеческих взаимоотношениях, равно как и о законном достижении благополучия.

драгоценным... имуществом. Либо эти слова являются метафорой прекрасных, добрых взаимоотношений в семье, либо здесь имеется в виду материальное достояние (напр., богатство Соломона).

24:5-6 См. 11,14; 21,22 и ком.

24:7 слишком высока. Глупец не может усвоить мудрость в силу своей невосприимчивости к ней. См. ком. к 22,15.

у ворот. По традиции, местом, где люди собирались для суда и совета, были городские ворота.

24:8 того называют злоумышленником. Упорядоченное общество обладает нравственными ценностями, существование которых благотворно сказывается на борьбе со злом.

24:9 Помысл глупости – грех. Глупость мыслится как устремленность ко злу.

мерзость для людей. Имеются в виду люди, верные завету.

24:10 Подлинная крепость человеческого духа проявляется только в суровых испытаниях.

24:11-12 Два стиха объединены общим смыслом, который заключается в том, что человек не имеет права под предлогом незнания уклоняться от обязанности помогать другому в нужде.

24:12 Испытующий сердца. Т.е. Бог. В данном стихе вечный смысл человеческих поступков преобладает над их временными, чисто общественными проявлениями.

24:15-16 В этих стихах высказана уверенность в том, что Господь не допустит бесконечного преуспевания нечестивого человека. В то же время праведник может испытать множество несчастий, покуда Бог, наконец, не защитит его.

24:17 Не радуйся, когда упадет. Ср. Мф. 5,44.

24:19 Не негодуй. Евр.: "не горячись", т.е. не впадай в гнев.

24:20 будущности. См. 23,18 и ком.

24:21 Бойся... Господа. См. 1,7 и ком.

24:22 внезапно придет погибель. Справедливое возмездие, исходящее от Бога и от царя, необходимо для сохранения порядка и истины.

24:23-25 В этих стихах правосудие рассматривается с точки зрения его общественного значения. В упорядоченном обществе правосудие не только совершается, но и рассматривается как обязательное явление.

24:26 В уста целует. Поцелуй является наиболее искренним проявлением дружеских чувств; именно этот смысл и подразумевается в данном стихе.

24:28-29 Эти стихи взаимосвязаны. Речь в них, по-видимому, идет о чем-то большем, чем о недопустимости лжесвидетельства. Возбуждение и гнев порождают месть, доводя человека до потери самообладания, как об этом говорится в ст. 29, неизменное же присутствие духа является проявлением мудрости.

24:30-34 При чтении этого фрагмента необходимо иметь в виду его связь с 6,6-11 (см. ком.).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.