Притчи 27 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Завтрашним днем не хвастай,
ведь не знаешь, что тот день принесет.
2 Пусть другие тебя хвалят, а не твой язык,
сторонний кто — а не твои уста.
3 Камень неподъемен, песок тяжел,
а подстрекательство1 глупца тяжелее их обоих.
4 Жесток гнев, неукротима ярость,2
но кто выстоит против ревности?3
5 Лучше открытый упрек,
чем тайная любовь.
6 Лучше раны4 от искренне любящего,
чем щедрые5 поцелуи — от ненавидящего.
7 Душе пресыщенной и мед противен,6
а голодной душе даже горькая пища сладка.
8 Словно птица, что скитается вдали от гнезда,
так и тот, кто скитается вдали от дома.
9 Как елей7 и благовония радуют сердце,
так сладок друг сердечным советом своим.8
10 Своих друзей и друзей родителей не оставляй.
Не ходи в дом брата в день горя твоего.9
Лучше сосед рядом, чем брат далеко.
11 Будь мудрым, сын мой,
и сердце мое порадуй;
чтобы было у меня, что ответить тем,
кто меня оскорбляет.10
12 Разумный видит беду и спешит укрыться,
а неискушенный идет прямиком,
за что и поплатится.11
13 У того, кто за чужого поручился,
отнимут последнюю одежду,12
возьмут ее в залог за других.13
14 Кто всякий день, рано поутру
приветствует своего соседа во весь голос —
ненавистен будет.14
15 Сварливая15 жена
и протекающая крыша16 в дождливый день —
всё едино.
16 Унять ее — всё равно что усмирить ветер
или удержать масло в пригоршне.17
17 Железо железо острит,
а человек — человека.18
18 Кто стережет смоковницу —
вкусит плодов ее,
кто оберегает господина своего —
будет в почете.
19 Как лицо в воде отражается,
так и сердце человека — в сердце другого.19
20 Ненасытны Шеол и Аваддон,20
и глаза человека ненасытны.
21 Серебру — тигель, и горн — для золота,21
человек же похвалою22 испытывается.
22 Хоть растолки глупца
в ступе вместе с зерном,
глупость от него не отстанет.
23 В стаде своем знай каждую овцу,
всем сердцем своим о стадах заботься.
24 Ведь богатство не вечно,
и венец царский — не на все времена.23
25 Когда уберут скошенную траву и покажется новая
и на горах соберут сено,
26 запасешься одеждой из шерсти овечьей
и земли прикупишь в обмен на стадо коз.24
27 И будет вдоволь козьего молока,
чтоб кормиться тебе и твоим домочадцам
и служанок твоих содержать.

Новой Женевской Библии

27:1 Несмотря на то, что мудрость обещает долгоденствие, никто не может распоряжаться своим будущим.

27:2 Из этого стиха следует, что мудрость подразумевает смирение.

27:3−4 Оба сравнения подчеркивают разрушительную силу глупости.

27:5 открытое обличение. Т.е. слова, направляющие человека ко благу и, таким образом, целительные для него.

скрытая любовь. Такой любви, несмотря на ее искренность, не хватает нравственной силы, чтобы открыто высказать упрек.

27:6 укоризны от любящего. Смысл этих слов тот же, что и «открытое обличение» в ст. 5.

поцелуи. В отличие от ст. 5, эта любовь не является искренной.

27:7 См. 25:16−17, 27 и ком. Имеется в виду не только пища, но и все, что желает человек.

27:10 Человек должен заботиться о своих взаимоотношениях не только с родными, но и с другими людьми, ибо может случиться так, что ему придется искать у них помощи.

27:11 См. 10:1.

27:12 Благоразумный. См. 1:4; 12:16 и ком.

неопытные. См. ком. к 1:4. Этот стих показывает преимущества тех, кто научился мудрости.

27:13 См. 20:16 и ком.

27:14 См. 26:18−19, 24, 26. Возможно, эти слова относятся к лживым и неуместным заверениям в дружбе, которые прикрывают недобрые намерения.

27:17 Вероятно, здесь речь идет о взаиморазвивающем и обогащающем влиянии друзей.

27:18 См. 22:29. Прилежный труд и верная служба вознаграждаются.

27:19 Немногословие древнееврейского текста оставляет перевод и истолкование этого стиха открытыми для разного рода предположений. Если дословно принять перевод NIV («Как вода отражает лицо, так сердце отражает человека»), смысл стиха можно понять так, что, глядя на других людей, мы видим отражение самих себя. Другой возможный смысл стиха заключается в том, что наши мысли (поскольку они находят выражение в поступках) отражают наш характер.

27:20 Преисподняя и Аваддон. См. ком. к 15:11.

27:21 Ср. 17:3. Похвала — испытание для человека, испытание его способности не впасть в гордыню.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: гнев. Возможно понимание: досада на глупца, т. е. речь идет о раздражении, которое у окружающих вызывает глупец своим поведением.
4  [2] — Букв.: ярость(как) потоп.
4  [3] — Ср. 6:34; или: зависти.
6  [4] — Букв.: верны (удары) любящего, (наносящего) раны.
6  [5] — Или: лживые.
7  [6] — Или: сытый и сотовый мед (ногами) топчет.
9  [7] — Или: оливковое масло. Оливковое масло использовалось как косметическое средство и было атрибутом пиров; ср. примеч. к 21:17.
9  [8] — LXX: притирания, вино и благовония радуют сердце, а беды раздирают душу. Друг. возм. пер.: оливковое масло и благовония радуют сердце, а сердечный совет друга (радует сердце больше, чем) совет / подсказка собственной души.
10  [9] — Ср. 17:17; 18:24
11  [10] — Ср. Пс 118:42.
12  [11] — Этот стих почти дословно повторяет 22:3.
13  [12] — Этот стих с незначительными изменениями повторяет 20:16.
13  [13] — Букв.: за другую / чужую (жену?).
14  [14] — Букв.: кто своего соседа благословляет громким голосом рано поутру, тому зачтется это за проклятье.
15  [15] — Друг. чтение: вздорная.
15  [16] — Или (ближе к букв.): непрестанная капель. Этот стих почти дословно повторяет вторую часть 19:13.
16  [17] — Смысл масоретского текста неясен.
17  [18] — LXX: …и один человек вдохновляет / подстрекает (букв.: личность / лицо) ближнего своего.
19  [19] — LXX: как одно лицо не похоже на другие лица, так и сердце человека — на сердца других людей.
20  [20] — См. примеч. к 15:11
21  [21] — Эта часть стиха повторяет первую часть 17:3.
21  [22] — Или: доброй славой. Друг. понимание: для очистки серебра используется тигель, золота — горн, а желание заслужить похвалу заставляет человека быть лучше.
24  [23] — Букв.: не из поколения в поколение.
26  [24] — Букв.: овцы будут тебе для одежды и козлы — плата за поле. Вероятно, имеется в виду арендная плата за землю.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.