Притчи 28 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Бежит нечестивец в страхе,
хотя никто за ним не гонится,
а праведник отважен, как юный лев.
2 При беззаконии не избежать многовластия в стране,1
а правитель проницательный и сведущий
упрочит ее благоденствие.2
3 Нищий, который сам угнетает бедных,3
подобен ливню, уничтожающему посевы,
и хлеба не будет у него. 4
4 Тот, кто отвергает Закон,5 превозносит нечестивцев,
но кто Закон хранит — противостоит им.
5 Злодеи не ведают о справедливости,
но тот, кто ГОСПОДА ищет,
постигнет ее вполне.6
6 Лучше нищий, что живет непорочно,7
чем тот, кто кривыми путями ходит,
даже если он и богат.
7 Сын разумный хранит Закон,
а кто с распутниками связался — позорит отца.
8 Кто состоянье умножает ссудой и ростовщичеством,
собирает его для тех, кто милостив к бедным.8
9 Кто не желает внимать Закону,
у того и молитва — мерзость для Господа.
10 Кто честных совращает на путь зла,
тот в собственную западню9 попадет,
а непорочным достанется добро.
11 Богач мнит себя мудрецом,
но проницательный бедняк видит его насквозь.
12 Когда торжествуют10 праведники, нет конца радости,11
а когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся.
13 Кто грехи свои скрывает — не преуспеет ни в чем,
а кто исповедует их и от них отрекается —
помилован будет.
14 Благо тому, кто всюду зла остерегается,12
а тот, чье сердце строптиво,
попадет в беду.
15 Лев рыкающий, медведь изголодавшийся13
таков нечестивый правитель для бедного народа.
16 Безрассудный правитель жестоко народ притесняет,
но тот, кому ненавистны взятки,
насладится долголетием.
17 На ком кровь, преступление тяготеет на совести —
быть ему беглецом до могилы;
никто не приютит его.
18 Кто живет14 непорочно — будет спасен от беды,
а кто кривыми путями ходит — падет внезапно.15
19 Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта,
а тот, кто за пустыми мечтами гонится,16
сыт будет нищетой.
20 Человек верный благословен будет сверх всякой меры,
а кто жаждой наживы охвачен —
безнаказанным не останется.
21 Пристрастный суд несправедлив,17
и за кусок хлеба может человек совершить преступление.18
22 Рвется к богатству скаредный,19
а того не знает, что бедность его настигнет.
23 В конечном счете, будут благодарны тому,
кто обличает другого,
а не тому, у кого льстивый язык.
24 Кто отца с матерью обирает,
и говорит: «В том нет греха»,
тот разорителю друг.
25 Алчный20 раздоры разжигает,
а тот, кто на ГОСПОДА уповает,
будет благоденствовать.21
26 Кто на свой ум лишь надеется — глупец,
а кто живет в мудрости — будет спасен.
27 Кто нищему подает — не обеднеет,
кто взгляд от него отводит —
на себя проклятья навлекает.
28 Когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся,
а когда нечестивцы терпят поражение,22
праведников прибавляется.23

Новой Женевской Библии

28:1 По сравнению с предшествующими, эта глава более насыщена богословскими размышлениями. Иногда они открыто выражены в словах о Боге или о законе и праведности, а иногда выступают в скрытой форме — в виде противопоставления правды и порока, в основе которого лежит представление о провидении и суде Божием. Так, ст. 1 лучше истолковывать как размышление над праведностью Божией, нежели как обобщение человеческого опыта.

28:4 закона. Скорее всего, это слово относится к закону Моисея. Несмотря на то что учительная традиция обращается более к человеческому опыту, нежели к Божественному откровению, сами мудрецы, оставаясь в лоне завета, не обходят своим вниманием вопросы, связанные с законом и его предписаниями.

28:5 справедливости. Это слово относится к духовной власти Бога над вселенной или же к тому справедливому миропорядку, который зиждется на этой власти.

ищущие Господа. Т.е. люди, чья вера открывает им всеобщий закон подчинения каждой вещи и каждого явления всевластию Божию.

разумеют все. В этих словах речь идет не о всезнании или непогрешимости суждений, а о том, что лишь в свете Божественного откровения открывается правда жизни.

28:6 См. также ст. 11.

28:7 закон. Данное слово подразумевает либо полученное наставление, либо закон Моисея (или одновременно и то и другое; см. ст. 4 и ком.; 23:19, 25 и ком.).

28:8 ростом и лихвою. См. Лев 25:35, 38, где изложены основы добровольной и бескорыстной помощи ближним (см. также Втор 23:19−20).

28:9 См. 15:8, 29.

закона. См. ст. 4 и ком. Речь идет о самооткровении Божием, записанном Моисеем. Молитва — это наш ответ Богу на Его откровение, и, естественно, молитва того, кто пренебрегает и даже отвергает слово Божие, не может быть принята Богом.

28:10 См. 26:27.

непорочные. См. 2:7 и ком. Речь идет о справедливости Божией и об особой каре, предусмотренной для тех, кто пытается совратить верных Ему (Мф 5:19; Мф 18:6).

28:11 См. ст. 6. Богатство не всегда связано с неправедностью, так же как и бедность — с мудростью. Но чаще дело обстоит именно так (ст. 6, 8, 20, 22, 25, 27).

мудрец в глазах своих. См. 26:5, 16. Нет большего глупца, чем тот, который мнит себя мудрым (ср. 1Кор 1:18−25).

28:13 См. Пс 31:1−4; 1Ин 1:6−9. В данном стихе размеренность и благополучие человеческой жизни связывается с обостренным личностным восприятием Бога. Тайный грех наиболее губителен для жизни. Исповедь и покаяние восстанавливают связь человека с Богом, которая основана на милосердии Божием.

28:14 Блажен. См. 3:13 и ком.

в благоговении. См. 1:7 и ком.

ожесточает сердце свое. Иначе говоря, восстает против Бога (см. Исх 7:3, 13).

28:15 См. ст. 3 и 16.

28:16 Вторая часть этого стиха содержит скрытое утверждение, что алчный тиран несет гибель самому себе.

28:17 Убийце не удастся избежать Божией кары, и никто не в силах его спасти.

28:18 См. ст. 13:14, а также 10:9 и ком.

28:19 См. 12:11 и ком.

28:22 завистливый человек. См. 23:6 и ком.

нищета постигнет его. Смысл этого стиха либо в том, что завистнику недостает мудрости, дабы распорядиться богатством, либо в том, что Господь не допустит его обогащения.

28:23 См. 27:5. Справедливый упрек более способствует человеческим взаимоотношениям, чем лесть, которая только подрывает их.

28:24 См. 19:26 и ком.

28:25 разжигает ссору. См. 6:13 и ком.

надеющийся на Господа. Упование на Господа не означает бездеятельности, а свидетельствует о смиренном согласии с Богом и Его волей. Вера и надежда суть тот же страх Господень (1:7 и ком.).

28:26 надеется на себя. См. 3:5−6 и ком. Самонадеянность представляет собой губительную противоположность упованию на Господа.

ходит в мудрости. Иными словами, уповает на Господа.

28:27 См. 11:24−26; 14:21; 22:9 и ком.

на том много проклятий. Проклятия здесь либо являются следствием порочной жизни, либо представляют собой противоположность благословениям Божиим.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: (по причине) смуты / беззаконий в стране (будет) много правителей.
2  [2] — Точный смысл масоретского текста неясен.
3  [3] — Ср. 22:16.
3  [4] — Предложенный нами перевод второй части этого стиха — попытка передать игру слов оригинала.
4  [5] — Или: (мудрое) наставление.
5  [6] — Или: всё понимает.
6  [7] — Эта часть стиха повторяет первую часть 19:1.
8  [8] — Закон Моисея запрещает ростовщичество, см. Исх 22:25; Втор 23:19; Лев 25:35−37; ср. также Иез 18:8; Пс 14:5.
10  [9] — Букв.: яму.
12  [10] — Друг. возм. пер.: одерживают победу.
12  [11] — Букв.: велика слава.
14  [12] — Или: благоговеет (пред Господом).
15  [13] — Или: набрасывающийся.
18  [14] — Или (ближе к букв.): ходит.
18  [15] — Друг. древн. пер.: в яму.
19  [16] — Эта часть стиха повторяет 12:11.
21  [17] — Ср. 24:23.
21  [18] — Или: может человек поступить неверно.
22  [19] — Или: завистник, букв.: человек со злым глазом; ср. 23:6.
25  [20] — Или: ненасытный.
25  [21] — Букв.: будет тучным.
28  [22] — Или: гибнут / пропадают.
28  [23] — Возможно, здесь содержится ирония: в спокойные времена считаться праведником значительно легче. Друг. возм. пер.: праведники процветают.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.