Притчи 29 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Кто и после многих обличений упорствует,
в один миг будет сокрушен,
и не будет ему исцеленья.1
2 Когда праведники сильны2 — народ радуется,
когда нечестивец правит — народ стонет.
3 Кто любит мудрость — радует своего отца,
а кто до распутниц охоч — промотает состояние.
4 Правосудием царь укрепит страну,
а любящий подношения3 разорит ее.
5 Кто ближнему своему льстит —
расставляет сети на пути его.
6 Злодей попадет в ловушку собственного греха,
а праведник будет петь и радоваться.
7 Радеет праведник о правосудии для бедняка,
а нечестивцу и не понять этого.4
8 Бесстыдные люди порождают смуту в городе,
а мудрые укрощают гнев.
9 Если мудрый с глупым будет судиться5
не будет знать, куда деваться от гнева и насмешек глупого. 6
10 Жаждущим крови ненавистен непорочный,
а честные о жизни его заботятся.7
11 Глупец дает гневу полную силу,
а мудрый сдерживает свой гнев.
12 Если сам правитель внимает лжи,
то и все слуги его будут нечестивы.
13 Лишь в одном бедняк и угнетатель едины:8
обоим ГОСПОДЬ даровал свет в очах.9
14 Если царь справедливо судит бедных,
то престол его навеки утвердится.
15 Розга и обличение дают мудрость,
а ребенок, оставленный без воспитания, — мать позорит.
16 Больше становится нечестивцев — и греха больше,
но праведники увидят их падение.
17 В строгости воспитывай10 сына своего —
и будешь спокоен,
и душа твоя на него не нарадуется.
18 Без пророческого откровения
народ теряет чувство меры,11
но благо тому, кто хранит Закон.
19 Словами раба не вразумишь:
даже если поймет он слово, ему не последует.
20 Ты видал человека, опрометчивого в словах?
Даже у глупца не всё так безнадежно!
21 Если с юности балуешь раба,
он наследником твоим стать захочет. 12
22 Человек гневливый сеет раздоры,
вспыльчивый — множество грехов совершает.
23 Гордыня унижает человека,
а дух смиренный стяжает ему славу.
24 Кто знается с вором — сам себе враг:
слышит проклятье и не доносит на вора. 13
25 Страх перед людьми загоняет в ловушку,
но кто на ГОСПОДА уповает — спасется.
26 Многие ищут благосклонности владыки,
но справедливый суд — у ГОСПОДА.
27 Мерзок праведникам беззаконник,
а нечестивцам мерзок честный человек.14

Новой Женевской Библии

29:1 будучи обличаем. См. 1:30; 5:12; 9:7−8; 10:17; 12:1 и ком.

ожесточает выю. Иначе говоря, выказывает своеволие (см. 28:14) и нежелание учиться.

29:2 См. 28:12, 28 и ком.

29:4 См. 8:15−16 и ком.; 20:8, 26.

29:5 См. 28:23.

29:6 сеть. См. 1:18.

29:8 Люди развратные. См. 1:22 и ком.

29:9 Данный стих учит избегать, покуда это возможно, суда с глупцом, который не в силах внять разумным доказательствам, а когда решение уже вынесено, не может примириться с противником.

29:11 Самообладание представляет собой существенный аспект мудрости.

29:12 Разложение общества начинается с верхов. Бесчестный правитель не только собирает вокруг себя бесчестных чиновников, но и подталкивает своих подданных ко злу.

29:13 свет глазам... дает. Т.е. дает жизнь (см. 22:2 и ком.).

29:14 См. ст. 4, а также 16:12−13 и ком.

29:15 См. 13:25; 22:15; 23:13−14 и ком.

29:16 Данная пословица имеет богословский смысл, выражая веру в установленный свыше справедливый миропорядок.

29:18 Без откровения. Отсутствие откровения свидетельствует либо о молчании Бога (1Цар 3:1), либо о неспособности услышать Его слово (Ам 8:11−12).

29:19 Данная пословица является в большей степени отражением реалий древнееврейского общества, чем непреложным принципом. Учительные свойства мудрости рассматриваются здесь с учетом того, что не всякое положение вещей можно изменить словами или разумными доводами.

29:20 См. 26:12.

29:21 в неге. Т.е. пренебрегая принуждением и наказанием (ст. 19).

29:23 См. 15:33; а также 16:18−19 и ком.

29:24 Этот стих обращает внимание на положение, в котором оказывается соучастник преступления. Если он отказывается от свидетельства, то становится виновным (Лев 5:1), а решившись свидетельствовать, изобличает самого себя.

29:25 См. 28:25 и ком.

29:26 Библейская литература мудрости признает особое предназначение правителя быть опорой Божиего миропорядка, являясь, таким образом, агентом Божественного управления (21:1 и ком.). Одновременно она отмечает несовершенство человеческого правления. Таким образом, самый надежный путь к справедливости — искать ее у Бога.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 6:15.
2  [2] — Букв.: умножаются. Друг. возм. пер.: у власти.
4  [3] — Или: тот, кто облагает (страну непомерной) данью.
7  [4] — Или: знать ничего не желает. Букв.: нечестивец не понимает знания. Ср. 28:5.
9  [5] — Или: ввяжется в спор.
9  [6] — Букв.: он гневается и смеется, и нет покоя.
10  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Друг. возм. пер.: праведники ищут его душу.
13  [8] — Букв.: встречаются; ср. похожий оборот в 22:2.
13  [9] — Т. е. дал жизнь, ср. Пс 12:4; Иов 33:30, Эккл 11:7.
17  [10] — Букв.: наказывай.
18  [11] — Букв.: распущен / бесстыден.
21  [12] — Перевод предположителен; Друг. возм. пер.: потом беда случится.
24  [13] — Те проклятья, которые сыплются на голову вора, либо проклятья, которыми судья на суде грозит тем людям, кто, зная обстоятельства дела, о них не доносит, ср. Лев 5:1.
27  [14] — Букв.: идущий прямым путем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.