в один миг будет сокрушен,
и не будет ему исцеленья.1
когда нечестивец правит — народ стонет.
а кто до распутниц охоч — промотает состояние.
а любящий подношения3 разорит ее.
расставляет сети на пути его.
а праведник будет петь и радоваться.
а нечестивцу и не понять этого.4
а мудрые укрощают гнев.
не будет знать, куда деваться от гнева и насмешек глупого. 6
а честные о жизни его заботятся.7
а мудрый сдерживает свой гнев.
то и все слуги его будут нечестивы.
обоим ГОСПОДЬ даровал свет в очах.9
то престол его навеки утвердится.
а ребенок, оставленный без воспитания, — мать позорит.
но праведники увидят их падение.
и будешь спокоен,
и душа твоя на него не нарадуется.
народ теряет чувство меры,11
но благо тому, кто хранит Закон.
даже если поймет он слово, ему не последует.
Даже у глупца не всё так безнадежно!
он наследником твоим стать захочет. 12
вспыльчивый — множество грехов совершает.
а дух смиренный стяжает ему славу.
слышит проклятье и не доносит на вора. 13
но кто на ГОСПОДА уповает — спасется.
но справедливый суд — у ГОСПОДА.
а нечестивцам мерзок честный человек.14
29:1 будучи обличаем. См. 1:30; 5:12; 9:7−8; 10:17; 12:1 и ком.
ожесточает выю. Иначе говоря, выказывает своеволие (см. 28:14) и нежелание учиться.
29:2 См. 28:12, 28 и ком.
29:4 См. 8:15−16 и ком.; 20:8, 26.
29:5 См. 28:23.
29:6 сеть. См. 1:18.
29:8 Люди развратные. См. 1:22 и ком.
29:9 Данный стих учит избегать, покуда это возможно, суда с глупцом, который не в силах внять разумным доказательствам, а когда решение уже вынесено, не может примириться с противником.
29:11 Самообладание представляет собой существенный аспект мудрости.
29:12 Разложение общества начинается с верхов. Бесчестный правитель не только собирает вокруг себя бесчестных чиновников, но и подталкивает своих подданных ко злу.
29:13 свет глазам... дает. Т.е. дает жизнь (см. 22:2 и ком.).
29:14 См. ст. 4, а также 16:12−13 и ком.
29:15 См. 13:25; 22:15; 23:13−14 и ком.
29:16 Данная пословица имеет богословский смысл, выражая веру в установленный свыше справедливый миропорядок.
29:18 Без откровения. Отсутствие откровения свидетельствует либо о молчании Бога (1Цар 3:1), либо о неспособности услышать Его слово (Ам 8:11−12).
29:19 Данная пословица является в большей степени отражением реалий древнееврейского общества, чем непреложным принципом. Учительные свойства мудрости рассматриваются здесь с учетом того, что не всякое положение вещей можно изменить словами или разумными доводами.
29:20 См. 26:12.
29:21 в неге. Т.е. пренебрегая принуждением и наказанием (ст. 19).
29:23 См. 15:33; а также 16:18−19 и ком.
29:24 Этот стих обращает внимание на положение, в котором оказывается соучастник преступления. Если он отказывается от свидетельства, то становится виновным (Лев 5:1), а решившись свидетельствовать, изобличает самого себя.
29:25 См. 28:25 и ком.
29:26 Библейская литература мудрости признает особое предназначение правителя быть опорой Божиего миропорядка, являясь, таким образом, агентом Божественного управления (21:1 и ком.). Одновременно она отмечает несовершенство человеческого правления. Таким образом, самый надежный путь к справедливости — искать ее у Бога.