Библия » Сравнение переводов

Притчи 3 глава

Притчи Соломона

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Не забывай наставлений моих,1
заповеди мои сохрани в своем сердце,
2 ибо это даст тебе долголетия,
лет жизни – в благоденствии.2
3 Божья любовь неизменная и верность3
да не покинут тебя,
повяжи их себе на шею,
запиши на скрижалях4 сердца своего.5
4 И обретешь милость и добрую славу
у Бога и у людей.
5 Уповай на ГОСПОДА всем сердцем своим,
не полагайся на собственный разум.
6 Не забывай Его6 на всех путях твоих
и Он сделает стезю твою прямой.
7 Не считай себя мудрым,
пред ГОСПОДОМ благоговей и избегай зла –
8 и тело твое7 обретет здравие,
а кости – крепость.8
9 Чти ГОСПОДА дарами от своего достатка,
из первых плодов каждого урожая9
10 и амбары твои будут ломиться от зерна,
молодое вино в давильнях
будет течь через край.
11 Сын мой! Не отвергай наставления10 ГОСПОДНЕГО,
от поучения Его не отвращайся,
12 ведь кого любит ГОСПОДЬ,
того и воспитывает в строгости,11
как отец – желанного сына.
13 Благо тому, кто достиг12 мудрости,
кто обрел здравомыслие.
14 Больше прибыли от мудрости,
чем прибыли от серебра,
и дохода от нее гораздо больше,
чем от чистого золота.
15 Ведь мудрость дороже жемчугов,13
не сравнится с ней никакая прихоть.
16 В правой руке у нее – долголетие,
в левой – богатство и слава.14
17 Все пути ее – пути радости,
все стези ее – благоденствие.
18 Древо жизни она для всех, кто ею владеет,
и благо дарует тем, кто за нее держится.
19 Премудростью ГОСПОДЬ основал землю,
небеса утвердил разумом,
20 мыслью Его разверзлись бездны15
и облака источают на землю росу.
21 Сын мой! Да будет это
всегда перед очами твоими:
храни здравомыслие и рассудительность.
22 Они будут средоточием твоей жизни,
украшением на груди.16
23 По дороге своей пойдешь без опаски
и не споткнешься.
24 Ложиться спать будешь без боязни,
ляжешь – и сон будет в радость тебе.
25 Не будешь бояться ни внезапной беды,
ни погибели, что грозит нечестивцам,
26 ибо ГОСПОДЬ будет твоей надеждой
и не даст тебе ступить в западню.
27 Не отказывай в благодеянии страждущему,
если в силах оказать его.
28 Не говори ближнему:
«Ступай, приди потом,
помогу тебе завтра»,
если у тебя есть что дать.
29 Не замышляй зла против ближнего,
против соседа, который тебе доверяет.
30 Не ссорься понапрасну с тем,
кто не причинил тебе зла.
31 Не завидуй злодею,
на путь его не вступай,
32 ибо коварный человек17 отвратителен ГОСПОДУ,
но к праведным Он благоволит.
33 На доме нечестивца – проклятье ГОСПОДА,
а жилище праведников Он благословляет.
34 Над насмешниками посмеется Господь,
а к смиренным Он милостив.
35 Мудрые наследуют славу,
а глупых ожидает бесчестье.

Новой Женевской Библии

3:1-12 По всей вероятности, данные стихи представляют собой отдельное наставление. Оно начинается с обращения "Сын мой", повторенного в ст. 11, и выражается в обычных для наставления повелительных (ст. 1,3,5-7,9,11) и причинно-следственных (ст. 2,4,8,10) предложениях. Стих 12 поясняет смысл наказания и тем самым склоняет мудрого следовать предписаниям ст. 11.

3:1 наставления. Соответствующее древнееврейское слово употребляется также в значении "закон". См. ком. к 2,20-22; статью "Введение в поэтические книги".

заповеди. Это слово часто употребляется в тех случаях, когда речь идет о законе, здесь же оно относится к мудрости и означает "настоятельный (см. 1,25) совет".

3:2 долготы дней, лет жизни. Мудрость является залогом долгой и благополучной жизни, которой Господь благословляет послушных Ему (Исх. 20,12).

мира. Евр.: "шалом" – гармония полноты жизни, здравия и процветания (ст. 8). В Ветхом Завете о благословении Божием говорится преимущественно в связи с земной жизнью человека, ибо еще не совершилось окончательное откровение о полноте будущей жизни по воскресении.

3:3 Милость и истина. Значение соответствующего древнееврейского выражения связано с понятием завета. Учительное наставление (ст. 1) становится подлинным руководством в жизни, лишь основываясь на знании о Боге, открывающем Себя в милости и истине завета.

обвяжи ими шею твою. Метафорический образ, осмысливающий мудрость как украшение жизни.

напиши... сердца твоего. Милость и истина должны навсегда остаться в памяти, сделаться как бы частью разума человека и подчинить себе его чувства.

3:4 милость. Или благодать (Быт. 6,8). В Ветхом Завете этим словом называется дар Божий, полученный человеком независимо от каких-либо личных заслуг. В данном случае речь идет о любви Божией, на которой зиждется завет (ст. 3).

3:5 Надейся на Господа. Т.е. верь слову Господнему и Его обетованиям, открывающимся мудрым (2,6; 16,20). См. ком. к 1,7.

не полагайся на разум твой. Эти слова противопоставляют два типа мироощущения: убежденность в том, что слово Господне есть мерило всякой истины, и самонадеянная уверенность во всесилии человеческого интеллекта.

3:6 познавай Его. Так на деле проявляется тот образ мыслей человека, для которого Бог – основа всего и который знает Бога.

Он направит стези твои. Господь будет вести человека к главной цели его жизни. Природа водительства по стезям мудрости имеет два аспекта: дар мудрости от Господа и соотнесение человеком своих поступков с повелениями Божиими.

3:7 мудрецом в глазах твоих. Предостережение против самообольщения и переоценки возможностей человеческого разума.

бойся Господа. См. ком. к 1,7.

3:9 Чти Господа. Понятие богопочитания, тесно связанное с понятиями надежды на Бога и страха Господня, предваряет наставление, данное в ст. 11.

от начатков всех прибытков. Первые плоды урожая предназначались Господу (Лев. 23,10; Чис. 18,12.13).

3:11 Наказания. Обучение в известной мере предусматривает наказание. С большей определенностью об этом говорится в Евр. 12,4-7, где апостол Павел сравнивает отношения Бога и человека с отношениями отца и сына.

3:12 Божия любовь проявляется и в наказании, ибо оно всегда идет во благо человеку, даже когда нарушает его сиюминутное благополучие.

3:13-20 Эта часть главы по форме более напоминает похвальное слово мудрости, нежели наставление.

3:13 Блажен. Понятие, обозначаемое данным словом, не имеет никакого отношения к субъективному чувству. Соответствующее древнееврейское слово, означающее счастливую жизнь, дарованную по благословению Божиему, встречается только в книге Псалмов и в библейских книгах мудрости.

3:16 См. ком. к ст. 2.

3:18 древо жизни. Образ древа жизни встречается в книге Притчей в 11,30; 13,12; 15,14, и тема жизни представляется здесь наиболее существенной. Библейское понимание жизни проникнуто осознанием ее зависимости от ее единственного Подателя – Бога и от соблюдения надлежащих отношений с Ним, нарушение которых равносильно смерти (Быт. 2,17). Из этого следует, что мудрость, непосредственно связанная с этими отношениями, связана и с жизнью (2,20-22).

3:19-20 Учительные книги Ветхого Завета нередко ссылаются на понятия закона и откровения или определенно подразумевают их. Учение о мудрости основывается на следующем богословском положении: установленный миропорядок творения не полностью разрушен грехом. В данных стихах мудрость, знание и понимание выступают как качества Самого Бога, которые получили свое выражение в акте творения, в его целесообразности и упорядоченности (см. 8,22-31).

3:21-26 В этих стихах, отличающихся единообразием построения, осмысливается тема промысла Божия в отношении каждой человеческой жизни.

3:23 Умение человека руководствоваться в своих поступках верными умозаключениями рассматривается как результат водительства Божиего.

3:24 Мудрость помогает избежать опасностей, которые подстерегают нечестивых, поскольку мудрый следует путями Божиими и подчиняется Его водительству.

3:27-35 Данная часть главы состоит из запретов, регулирующих отношения между людьми. После ст. 31 следует обоснование нравственного смысла этих запретов как соблюдение воли Божией.

3:33 Здесь имеет место типичное в пословицах-притчах противопоставление добродетели пороку (10,2; 3,6.7.11.16), Божиих благословений и проклятий. Прослеживается сходство с богословием завета во Второзаконии, где верность Богу вознаграждается благословением (см. Втор. 11,26-29; 28,1-19).

3:34-35 В этих стихах углубляется противопоставление безрассудства мудрости, которая, прежде всего, означает праведный образ жизни, заповеданный Богом Своему народу.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.