Библия » Сравнение переводов

Притчи 4 глава

Притчи Соломона

Под редакцией Кулаковых

1 Слушайте, дети, отеческое наставленье,
внимайте, чтобы разум обрести,
2 ибо я даю вам добрые советы,
поученьем моим не пренебрегайте.
3 Был и я сыном у своего отца,
любимцем дорогим у моей матушки.
4 Отец, поучая меня, так говорил:
«Сохрани слова мои в сердце,
береги мои заповеди,
и будешь жив.1
5 Приобретай мудрость,
разумение приобретай,
слов моих не забывай,
не отступай от них.2
6 Не отвергай мудрости –
и она будет оберегать тебя,
люби ее –
и она защитит тебя.
7 Мудрость приобретай –
вот где ее начало.
Но превыше всего
стремись обрести разумение.
8 Лелей мудрость –
и она тебя возвысит,
прославит тебя,
если заключишь ее в объятья.3
9 Прекрасным венком
голову твою увенчает,
одарит тебя венцом великолепным».
10 Сын мой! Выслушай
и прими то, что я скажу, –
и это даст тебе долголетия.4
11 Пути мудрости я учу тебя,
на прямую дорогу5 тебя направляю.
12 Ты пойдешь по ней –
и будет легок твой шаг,
побежишь – и не споткнешься.
13 Крепко держись моих наставлений,
не расставайся с ними, береги их,
ибо в них – твоя жизнь.
14 На стезю нечестивцев не ступай,
по пути злодеев не следуй.
15 Сторонись его,
не приближайся к нему,
прочь иди от него, пройди мимо.
16 Ведь не могут они уснуть,
если не совершат зла;
не сомкнут глаз,
если кого не погубят.
17 Поедают они злодейство, как хлеб,
и насилием упиваются, как вином.
18 Путь праведных
словно свет зари,
что сияет всё ярче и светлее к полудню.
19 Путь нечестивых
окутан глубокой мглой,
не знают они, где споткнутся.
20 Сын мой! К словам моим будь внимателен,
к речам моим слух приклони.
21 Пусть не ускользнут они от взора твоего,
сохрани их в сердце своем.
22 Ведь они – жизнь для того, кто их обретет,
исцеленье для всего тела.
23 Пуще всякого богатства оберегай сердце свое,
ибо в нем – источники жизни.
24 Отворачивайся от уст с речью лживой,
удаляйся от языка нечестного.
25 Пусть глаза твои смотрят прямо,
взор твой вперед пусть будет обращен.
26 Тропу прокладывай прямую,
и все пути твои будут надежны.
27 Не уклоняйся ни вправо, ни влево,
и ноги удержи от зла.

Новой Женевской Библии

4:1-27 Глава состоит из трех самостоятельных наставлений, каждому из которых предпослано обращение (ст. 1,10,20). Во всех наставлениях говорится о мудрости как о высшем достоянии человека (ст. 1-9), и пути к праведной жизни (ст. 10-19) и, наконец, как основе справедливого миропорядка (ст. 20-27). В этих наставлениях нет ссылок на религиозные предписания: мудрость Божия открыта для всех народов (см. ком. к 22,17 – 24,22) – Соломон обсуждал это с представителями иных племен и наций (3 Цар. 4,29-34; 10,1-7). Однако в Израиле житейская мудрость подвергалась переосмыслению и связывалась с таким понятием, как страх Господень (см. 1,7).

4:2 учение. В древнееврейском языке данное слово имеет дополнительное значение – "вовлеченность", "участие", что подчеркивает активную позицию ученика.

4:3-4 В данном стихе подчеркивается преемственный характер мудрости. Знания, которые юноша получает от своих родителей, впоследствии передаются следующему поколению. Возраст и опыт наставников не являются определяющим фактором, но имеют весьма важное значение.

4:4 живи. См. ком. к 2,18 и 3,2.

4:6 Мудрость рассматривается здесь как нечто большее, чем совокупность знаний, и требует одновременно любви и верности.

4:7 Главное. Смысл древнееврейского текста в данном случае неясен. Буквальный перевод этого места может выглядеть двояко: "мудрость на первом месте", и, следовательно, к ней необходимо стремиться; или же: "первое качество мудрости" состоит в том, что ее приобретают. Согласно второй версии перевода, мудрость изначально предназначена для человека, и от него требуется лишь желание овладеть ею.

всем имением твоим. Иисус говорил то же о драгоценной жемчужине, с которой Он сравнивал Царствие Небесное (Мф. 13,45.46).

4:9 См. ком. к 1,9.

4:10 См. ком. к 3,2.

4:11 Метафора пути как жизни человеческой – одна из наиболее распространенных в литературе мудрости.

4:13 оно – жизнь твоя. Жизнь невозможна без мудрости. Новый Завет называет Христа "премудростью от Бога" (1 Кор. 1,30) и нашей жизнью (Кол. 3,4).

4:14 стезю нечестивых. Сопоставление противоположных явлений и понятий (особенно в кратких поучениях в гл. 10-22) – типичный прием для учительной литературы мудрости. Путь мудрости в разных вариантах противопоставляется путям злых и нечестивых (здесь ст. 11-13 противопоставлены ст. 14-17, а ст. 18 – ст. 19).

4:16 пропадает сон. Зло опьяняет, и человек, однажды испытавший опьянение злом, уже не в силах обходиться без этого.

4:17 едят... пьют. Смысл этой метафоры в том, что зло и беззаконие "питают" нечестивых. См. ком. к ст. 16.

4:18-19 В этих стихах противопоставляются образы восходящего светила праведности и непроглядной тьмы, в которой блуждают беззаконные. Необходимо отметить, что под праведностью здесь понимается нечто большее, нежели простое соблюдение нравственных норм и исполнение обрядов, предписываемых законом (ср. Ин. 8,12; Еф. 5,8-13).

4:20-27 Наставления в этом фрагменте также основаны на противопоставлении мудрости безрассудству, хотя это противопоставление прямо не выражено.

4:21 сердца. Т.е. разума (см. ком. к 2,2).

4:22 здравие. Имеется в виду не только физическое, но и душевное здоровье (3,8).

4:23 источники жизни. Наши мысли влияют на наши поступки и, в конечном итоге, направляют нашу жизнь (см. Мф. 12,35; Мк. 7,21; Иак. 3,13-18; Рим. 2,29).

4:25-27 Мудрость позволяет человеку следовать по жизни, не попадая в трясину зла.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.