Библия » Сравнение переводов

Притчи 6 глава

Притчи Соломона

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Если ты за соседа поручился,
долг чужого человека взял на себя,1
2 то попался ты на собственном слове,
из-за собственного слова
угодил в ловушку.
3 Вот что делай, сын мой,
чтобы вырваться,2
ибо теперь ты в чужой власти:
ступай, проси униженно,
умоляй соседа, не давая ему покоя.
4 Сон гони от глаз,
смежиться векам не давай.
5 Вырывайся, словно лань
от схватившего ее3 охотника,
словно птица –
от поймавшего ее птицелова.
6 К муравью сходи, ленивый сын,
посмотри, как он живет,4
и наберись мудрости.
7 Нет у него ни вождя,
ни начальника, ни правителя,
8 но с лета он копит запасы,5
во время жатвы собирает себе пищу.
9 Долго ли ты, ленивый сын,
будешь лежать на боку?
Когда от сна своего очнешься?
10 Еще немного поспишь, немного подремлешь,
немного полежишь сложа руки,
11 и, как бродяга, придет к тебе бедность,
ворвется нищета, как разбойник.6
12 Развратник и нечестивец
во лжи живет.7
13 Подмигивает он, и притопывает,
и пальцами щелкает, подавая знаки.
14 А в сердце у него – коварство,
в любое время он зло замышляет
и сеет раздоры.
15 Потому придет к нему погибель внезапно,
в один миг он будет сокрушен,
и не будет ему исцеленья.8
16 Вот шесть ненавистных ГОСПОДУ вещей,
и даже семь отвратительных Ему:9
17 взгляд надменный, язык лживый,
руки, проливающие кровь невинных;
18 сердце, вынашивающее злые замыслы,
и ноги, что спешат к злодейству;
19 лжесвидетель, извергающий ложь,10
и тот, кто сеет раздор среди братьев.
20 Сын мой! Заповеди отца своего сохрани,
не отвергай того,
чему учила тебя матушка.11
21 Навсегда на сердце повяжи их заповеди, 12
обвяжи их вокруг шеи.
22 В путь отправишься – они поведут тебя,
спать ляжешь – будут тебя оберегать,
пробудишься – станут с тобой беседовать,
23 ибо заповедь – светильник,
учение – свет,
и строгое обличение13 – путь жизни,
24 чтобы от недоброй женщины уберечь тебя,
от языка льстивого чужой жены.
25 В сердце своем не желай красоты ее,
не дай ей пленить тебя ресницами.
26 Ведь из-за женщины продажной
ты лишь куска хлеба лишишься,14
а чужая жена
за бесценной жизнью твоей охотится.
27 Разве сможешь спрятать огонь за пазуху
и не прожечь одежды?
28 Разве сможешь пройти по тлеющим углям
и не обжечь ног?
29 Так будет и с тем, кто блудит с женой соседа,15
никто, прикоснувшийся к ней,
не останется безнаказанным.
30 Не гневаются сильно на вора, если он украл,
чтобы голод свой утолить.
31 Но когда поймают его – заплатит всемеро,
и всё нажитое отдать придется.
32 Кто прелюбодействует с чужой женой,
лишился разума,
поступающий так губит себя самого.
33 Изведает позор да побои
и бесчестья своего не смоет,
34 ибо ревность воспламеняет ярость мужа,
не пощадит он в день мести.
35 Никакого выкупа не примет,
ни на что не согласится,
сколько бы ты ни сулил подарков.

Новой Женевской Библии

6:1 дал руку. Иначе: "принес клятву". Здесь подразумевается подтверждающий принесенную клятву определенный ритуальный жест, подобием которого в наше время является рукопожатие (см. 11,15; 17,18; 22,26).

6:2 опутал... пойман. Ручаясь за другого, человек попадает в зависимость от его поступков.

6:3 в руки ближнего. Принимая на себя ответственность за чужие долги, человек, по сути дела, позволяет другому распоряжаться своей собственной жизнью.

6:4 не давай сна. Не жалея усилий, человек должен стараться расторгнуть опрометчивое соглашение.

6:5 Сравнение с преследуемой охотниками дичью должно, по мысли автора, указать, о какой опасности идет речь.

6:6-11 В основе данных наставлений лежит не только убеждение в целесообразности и упорядочении вселенной, но и уверенность в том, что в мире все взаимосвязано: человеческое общество имеет общие черты с примитивным миром насекомых, что и показано на примере муравья. Возможно, этот же смысл лежит в основе притчей Соломона о растениях и животных (3 Цар. 4,33).

6:6 муравью. См. 30,25. Действия муравья служат примером благоразумия.

ленивец. Во многих притчах лень рассматривается как признак отсутствия мудрости (10,26; 13,4; 15,19; 19,24; 20,4; 26,16).

6:11 бедность. Книга Притчей не раз предостерегает человека от такого образа жизни, который ведет к нищете. Одной из причин бедности является лень (10,4.5; 19,15; 20,13), в то время как усердие и трудолюбие связываются в книге Притчей с процветанием (12,11; 13,4; 14,23). Однако бедность не всегда можно понимать только как результат отсутствия мудрости (14,31; 17,5; 19,1.17.22; 21,12; 22,22; 28,3.11).

как разбойник. Такое сравнение говорит не столько о том, что бедность приходит неожиданно, сколько о том, что перед ней человек беспомощен, как перед вооруженным грабителем.

6:12 Человек лукавый, человек нечестивый. Евр.: "человек Велиала" – выражение неясного происхождения и значения.

6:13 мигает глазами... говорит ногами... дает знаки пальцами. Вместо четкой и ясной речи лукавый человек прибегает к жестам, знакам и лживым намекам, которые сеют зерна безверия и раздора (ст. 14).

6:15 Причиной гибели нечестивых людей часто оказываются они сами. В ВЗ Бог в конечном счете воздает грешникам (24,19.20) и вознаграждает праведников (23,17.18; 24,15.16). Тем не менее, учение о наказании в последующей жизни не получило достаточного развития. Лишь в НЗ показано, что справедливое возмездие Божие не минует грешников ни в этой жизни, ни в будущей.

6:16-19 Перечислительные высказывания (см. также 30,15.16.18.19.21-31). По форме такие высказывания напоминают загадки, ответ на которые дается тут же. Перечисления явлений, в которых можно увидеть некие общие качества, – обычный прием учительной литературы. Обнаруживаемые при этом связи часто оказываются весьма неожиданными, и это, как и сам по себе процесс узнавания, упражняет человека в постижении мудрости. В то время как ст. 12-15 выражают мысль о возмездии, не объясняя, откуда оно исходит, данные стихи прямо говорят о Боге и Его суде (см. ком.к6,12-15).

6:16 шесть... семь. Второе число является "настоящим". В древнееврейской поэзии употреблялся прием перехода от меньшего числа к большему, чтобы подчеркнуть именно это, последнее, число.

6:20-35 В этих стихах повторяется предостережение против супружеской измены (см. 5,1-23; 7,1-27; 30,20). Закон составляет основу откровения, возлагая на народ Божий ответственность за исполнение условий завета. Мудрость же призвана (сообразуясь с содержанием откровения) установить пределы этой ответственности. Закон Божий предусматривает суровую кару за супружескую измену (Исх. 20,14; Лев. 20,10). Библейская мудрость не менее твердо противостает прелюбодеянию (библейские мудрецы принадлежали к народу завета), но она прежде всего рассматривает результаты греха, как неизбежное несчастье, которое несет с собой это безрассудство.

6:20 См. 1,8.

заповедь. См. ком. к 3,1.

6:21 См. 3,3 и Втор. 6,6.8.

6:23 В стихе использована та же метафора, посредством которой выражено почтение к закону в Пс. 118,105. Однако это не означает, что древнееврейские мудрецы не видели различий между мудростью и законом. Закон был прямым откровением мудрости Божией и, как таковой, является Его благодатным даром. Книга Притчей рассматривает мудрость как обязанность человека во всех случаях жизни пользоваться этим даром. Эти два аспекта являются взаимодополняющими, но на первом месте стоит благодать Божия (явленная через закон).

6:24 См. ком. к 2,16 и 5,3.

6:25 Не пожелай. Безрассудным поступкам предшествуют необузданные желания. Взаимосвязь желания и действия здесь установлена не так отчетливо, как в Мф. 5,28, однако ее нельзя не заметить.

6:26 до куска хлеба. Смысл данного отрывка в древнееврейском тексте неясен. По всей вероятности, имеется в виду крайняя степень нищеты, при которой человек лишен даже самого скудного пропитания. Не допуская ни малейшего снисхождения к человеку, вступившему в общение с блудницей, автор книги указывает, что последствия супружеской измены еще более губительны.

6:29 без вины. В центре внимания книги Притчей находятся, как правило, последствия неразумных поступков, но порой за изложением зримых причинно-следственных связей ясно просматривается всеобъемлющий промысел Божий и Его суд (см. ком. к 3,33; 5,14).

6:30-33 Человек, крадущий для утоления голода, подлежит предусмотренному законом наказанию (количество "всемеро" не согласуется с предписаниями закона – см. Исх. 22,1 – и употреблено здесь, по-видимому, в фигуральном смысле), но, по крайней мере, мотивы его действий понятны всем. Прелюбодеяние же, напротив, не дает никакого повода для снисхождения.

6:33 побои. См. ст. 34,35.

6:34-35 Речь в данном случае идет не об установленном наказании в соответствии с Божиим законом, а о чувствах оскорбленного мужа. Ревность рождает в его сердце ярость и требует беспощадной мести, предотвратить которую не помогут ни выкуп, ни дары. Влечения, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, привлекали внимание мудрецов древности.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.