Притчи 7 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Сохрани слова мои,
сбереги в душе своей мои заповеди,1
2 храни заповеди мои — и будешь жив,
учение мое храни, как зеницу ока.
3 Повяжи их на пальцы,
на скрижалях сердца запиши.2
4 Мудрости скажи: «Ты сестра моя»,
здравомыслие родным братом назови,
5 чтобы они оградили тебя от чужой жены,
от замужней с ее обольстительной речью.3
6 Смотрел я однажды из окна дома моего
сквозь решетку оконную
7 и увидел среди неискушенных,
заметил среди молодых
юношу безрассудного.
8 Переходил он улицу близ ее угла,
путь держал к ее дому
9 вечером в сумерки,
когда ночная тьма опускалась.
10 И вот — навстречу ему шла женщина
в одеждах блудницы,4
с коварным сердцем.
11 Криклива она и необузданна,
и дома ей не сидится.
12 То на улице она, то на площади,
возле каждого угла добычу караулит.
13 Ухватилась она за него, поцеловала
и с бесстыдным лицом говорит ему:
14 «Возносила я сегодня жертву благодарственную,
исполнила обеты мои.5
15 Потому к тебе навстречу и вышла,
чтобы отыскать тебя —
и нашла.
16 Покрывалами застелила я ложе,
пестрыми египетскими тканями,
17 надушила постель мою
миррой, алоэ и корицей.
18 Пойдем, до утра будем упиваться любовью,
насладимся ласками.
19 Мужа моего нет дома,
в дальний путь он отправился,
20 взял с собой кошелек с серебром,
лишь к полнолунию он вернется в дом».6
21 Увлекла она его речью ласковой,
нежными устами прельстила.
22 И пошел он за нею тут же,
словно вол, что идет на бойню,
словно олень, что бежит в ловушку,
23 словно птица, что в силки бросается.
И не знает он, что заплатит жизнью,
пока стрела не поразит его печень.7
24 Так послушайте меня, дети!
Словам из уст моих внимайте:8
25 пусть сердца ваши
не соблазнятся ее путями,
по стезям ее не блуждайте.
26 Ведь многих она погубила,
немало людей сильных сразила она.
27 Дом ее — путь в Шеол,
вниз он ведет, в чертоги смерти.

Новой Женевской Библии

7:1−27 Данная глава состоит из трех самостоятельных фрагментов (1−5; 6−23; 24−27), связанных воедино общей темой — прелюбодеяние. Первый и третий фрагменты написаны в форме наставлений и предостерегают от опасности оказаться жертвой соблазна. Стихи 6−23 дополняют и подкрепляют то, о чем говорится в наставлениях.

7:1 заповеди. См. ком. к 3:1.

7:2 живи. См. ком. к 2:18 и 3:2.

зрачок глаз. Ср. Втор 32:10.

7:3 См. 3:3 и ком. Сказанное в 7:1−3 выражает сущность обучения мудрости, которое подразумевает передачу накопленного жизненного опыта и, таким образом, формирует характер и поведение человека.

7:4 мудрости. Данное слово означает не только совокупность наставлений, но и умение понимать их и следовать им.

7:7 неопытных... неразумного. См. ком. к 1:4. К наивным, неискушенным в жизни и потому подверженным любым влияниям людям и обращено учение мудрости (1:2−4).

7:14 мирная жертва. См. 17:1; 21:27. Приглашение, с вызывающей откровенностью высказанное в ст. 16−18, свидетельствует, что на самом деле юноша привлекается отнюдь не религиозным смыслом трапезы (см. Лев 7:12−18).

7:17 смирною, алоем и корицею. Ароматические вещества.

7:18 упиваться нежностями... насладимся любовью. Слова обольстительницы — коварны и лживы. Образ утоления жажды уместен лишь в отношении законного брачного союза (см. Песн 4:16; 5:1).

7:19−20 Женщина отдает себе отчет в том, что и юноша, и она сама, вступая в недозволенную связь, становятся соучастниками обмана, который, будучи раскрытым, лишит их всякой надежды избежать мести ревнивого супруга, о чем говорится в 6:33−35.

7:21 Обольстительная сила слов является постоянной темой книги (см. 2:16; 5:3; 6:24; 9:16). Однако ей противостоит целительная сила мудрости (см., напр., 2:1−6; 3:1−2; 5:1−2; 7:24−25).

7:22 как вол идет на убой. Сравнение с бессловесным животным — прием, акцентирующий внимание на присущем только человеку свойстве — обладании мудростью.

7:23 доколе стрела не пронзит печени. Т.е. пока не будет окончательно погублен.

7:24 слушайте меня. Заключенный в этих словах призыв противопоставляет слова мудрости лживым речам обольстительницы. См. ком. к 7:22.

7:25 сердце. Под этим словом подразумеваются, скорее, воля и разум, нежели чувства.

7:27 в преисподнюю... смерти. См. ком. к 1:12; 2:18; 5:5.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Стих почти дословно повторяет 2:1.
3  [2] — Стих почти дословно повторяет вторую часть 3:3.
5  [3] — Стих почти дословно повторяет 2:16.
10  [4] — Возможно, неверная жена облачилась в «одежды блудницы», чтобы не быть узнанной. Согласно Быт 38:14,15, продажные женщины закрывали лицо покрывалом.
14  [5] — Лишь часть благодарственной жертвы (евр. шеламим) сжигалась на жертвеннике. Из остальных частей жертвенного животного готовили блюда для званого ужина. Поскольку искушающая юношу женщина уже вознесла благодарственную жертву, она приготовила изысканные блюда и приглашает юношу отведать их.
20  [6] — В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
23  [7] — Букв.: пока стрела не поразит его печень, словно птица, что в силки спешит. И не знает он, что заплатит жизнью.
24  [8] — Стих почти дословно повторяет 5:7.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.