Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Доброе имя дороже изысканного аромата,1

как день смерти лучше дня рождения.

2

Лучше идти туда, где оплакивают умерших,
чем туда, где пируют,2
ибо смерть ожидает каждого человека,3
и живому стоит задумываться об этом.4

3

Лучше невзгоды, чем смех,
ибо печаль на лице — во благо сердцу.

4

Сердце мудрых — там, где плач,
а сердце глупцов — в местах веселья.

5

Лучше от мудрого упрек,
чем от глупца славословье,5

6

ибо восторги глупца —
что треск горящих сучьев под котлом!
И это тщета!

7

Притесняя других, и мудрый глупеет,
а взятки развращают сердце.

8

Конец дела лучше его начала,6
терпеливый лучше надменного.

9

Не торопись сердиться,
ибо сердиться свойственно глупцам.

10

И не сетуй: „Почему прежде было лучше,
чем в нынешние дни?“,
потому что не мудрость задает такой вопрос.

11

Хороша мудрость вместе с наследством —
на пользу всем, кто видит солнце.

12

Под сенью мудрости
как под сенью серебра.7
Польза знания в том,
что мудрость хранит тебя в живых.8

13

Взгляни на дела Божьи.
То, что Он искривил, — кто выправит?

14 В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.9
15 Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.
16 В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?
17 Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?10
18 Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.
19 Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.11
20 Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.
21 Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —
22 не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..
23 Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.
24 Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?
25 И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.
26 И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню,12 чье сердце — сеть, а руки — оковы.13 Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!
27 Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:
28 искала душа моя человека и не находила,14 среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.
29 А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.

Новой Женевской Библии

7:1 лучше... день смерти. Для праведников смерть — избавление (Флп 1:21−23), потому что они покидают этот мир, лежащий во зле (4:3), чтобы быть со Христом.

7:2−4 дом плача... в доме плача. Погребение открывает истинный смысл земного пути человека.

7:7 Притесняя других. Ср. 4:1. Жестокость несовместима с духовной жизнью.

7:9 гнев гнездится. Гнев, если его не подавлять, сжигает душу.

7:11−12 мудрость... дает жизнь. Праведная мудрость — седьмое и наивысшее из названных Соломоном благ — приносит пользу как нынешней жизни, так и будущей. Христос есть спасительная премудрость Божия(1Кор 1:30).

7:13−18 Человек, стремящийся сам достичь совершенства, воспринимает Бога как соперника и врага.

7:13 кто может выпрямить. Бог всемогущ. Проклятие, которое Он произнес (Быт 3), будет тяготеть над людьми, пока не свершится Его воля.

7:14 во дни несчастья. Богу подвластно все.

человек ничего не мог сказать. Человеку не дано знать, что произойдет в будущем, а потому он постоянно должен осознавать свою зависимость от Бога.

7:15 праведник... нечестивый. Поскольку поступки людей не влекут за собой немедленного вознаграждения или наказания, человек пребывает в неведении о воле Божией.

7:16−17 Не будь слишком строг... Не предавайся греху. Совершенная добродетель, как и абсолютное зло, не свойственны человеческой природе.

7:18 одного ... другого. Будь терпим к людям и не гордись своей мудростью (ср. 7:16).

7:19 — 8:5 Соломон исследует глубины как мудрости, так и греха.

7:19 мудрого. Мудрость обладает могуществом и способна воодушевлять.

7:20 Нет человека праведного. Все виновны перед Богом (Пс 13:3; Пс 52:4).

7:22 много случаев. Все люди многократно оскорбляют Бога своими грехами.

7:24 кто постигнет. Никто не может постичь Божественных дел, ибо человеческий разум ограничен (ср. 8:16−17; 1Кор 2:11).

7:29 Бог сотворил человека правым. См. Быт 1:31. Ср. Рим 3:23; Рим 5:12.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: елея в знач. благовония, душистого масла; в оригинале игра слов и звукопись, не передаваемая при переводе: тов шем мишше́мен тов.
2  [2] — Букв.: в дом плача… в дом пира; подобное в ст. 4.
2  [3] — Букв.: ибо таков конец всякого человека.
2  [4] — Букв.: и живой положит (это) на сердце свое.
5  [5] — Букв.: песнь.
8  [6] — Или: конец речи лучше ее начала.
12  [7] — Друг. возм. пер.: под тенью мудрости — как под тенью серебра. Или: под защитой денег.
12  [8] — Один из возможных смыслов этого речения: мудрость и богатства преходящи, подобно тени. Они могут обеспечить лишь временное благополучие.
14  [9] — Или (ближе к букв.): чтобы не мог человек постигнуть ничего из того, (что будет) после него.
17  [10] — Или: зачем тебе умирать до срока?
19  [11] — Букв.: (чем) от десяти правителей, которые в городе.
26  [12] — Друг. возм. пер.: (потому что) она западня.
26  [13] — Ср. Притч 5 и 7.
28  [14] — Это высказывание напоминает речение Диоге́на Синопского (V—IV вв. до Р. Х.): «Ищу человека!»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.