Библия » Сравнение переводов

Исаия 1 глава

Книга пророка Исаии

Под редакцией Кулаковых

1 Откровение об Иудее и столице ее, Иерусалиме, ниспосланное пророку Исайе,1 сыну Амоца, в видении,2 когда в Иудее, сменяя один другого, правили цари Озия, Иофам, Ахаз и Езекия.3
2
Слушай, небо,
и ты, земля, внимай тому,
что говорит ГОСПОДЬ:4
«Я взрастил сыновей и возвысил их,
а они восстали против Меня!
3
Вот вол, он знает, кто хозяин его,
и осел помнит ясли свои,
из которых кормится,5
а Израиль Меня не знает,
и об этом народ Мой не задумывается.
4
Увы, народ грешный,
люди, погрязшие в преступлениях,
племя злодеев, потомство растленное.
ГОСПОДА они оставили,
отвергли Святого Бога Израилева,
спиной повернулись к Нему!
5
Разве мало вы биты были,
что продолжаете противиться Мне?
У каждого из вас голова разбита в кровь6
и всё тело изранено.7
6
С головы до ног
не осталось на вас места живого –
сплошь синяки, рубцы да раны открытые,
непромытые, не смягченные маслом,
неперевязанные».
7
Разорены ваши земли,
города огнем сожжены,
враги у вас на глазах
обирают ваши поля,
за собой оставляя пустыню.8
8
И осталась дочь Сиона9 одна,
как шалаш в винограднике,
как навес в огуречном поле,
как город в осаде.10
9
Не сохрани нам ГОСПОДЬ Воинств
хотя бы остатка малого –
были бы мы обречены, как Содом,
и уничтожены, как Гоморра.
10
Услышьте же, правители,
Содома наследники, слово ГОСПОДНЕ!
И ты, народ, перенявший нравы Гоморры,
внемли учению11 Бога нашего!
11
«Зачем Мне ваши бесчисленные жертвы? –
говорит ГОСПОДЬ. –
Довольно приносить для Меня
баранов во всесожженье,
и жир скота самого лучшего –
не желаю крови быков, баранов, козлов!
12
Когда идете в Храм,
чтобы предстать предо Мной,
кто принуждает вас к этому?
Не топчите понапрасну дворы Мои.
13
К чему лицемерные12 приношения ваши
и воскурения фимиама?
Омерзительны они Мне!
Все собрания ваши:
в новолуния ли,13 по субботам –
и вовсе нестерпимы –
ликование погрязших во грехе!14
14
Праздники ваши в начале месяца
и другие торжества
Мне глубоко ненавистны,
несносным бременем стали они для Меня!
15
И теперь, когда простираете руки ко Мне,
Я закрываю глаза;
и когда молитвы свои множите –
не слышу их,
ибо руки ваши в крови.
16
Идите же, омойтесь и очиститесь!
Оставьте15 злодеяния свои,
чтобы Мне не видеть их;
прекратите творить зло.
17
Научитесь творить добро,
ищите справедливости,
спасайте угнетенных,16
вступайтесь за сирот,
на суде защищайте вдов».
18
«Придите же и рассудим! –
говорит ГОСПОДЬ. –
Если даже багровы ваши грехи,
чистыми сделаю вас, белыми, как снег,
и пускай они черной крови подобны –
Я вас, как шерсть, добела отмою.17
19
Если добровольно Мне покоритесь,
будете блага земные вкушать.
20
А откажетесь, воспротивитесь –
настигнет вас меч», –
так сказал ГОСПОДЬ устами Своими!
21
Как случилось, что стала блудницею ты,
прежде верная Богу столица?!
Правосудием ты дорожила когда-то,
справедливость18 одну привечала,
а теперь – только подлых убийц.
22
Серебро твое превратилось в окалину,
и вино теперь водою разбавлено;19
23
правители твои попирают правду,20
приятельствуют с ворами они!
Все они любят взятки,
гонятся за подарками,
никто за сироту не заступится,
и дела им нет до тяжбы вдовы.
24
Потому и сказано Владыкой,21
ГОСПОДОМ Воинств,
могущественным Богом Израиля:
«О, Я избавлюсь от врагов Своих,
отомщу неприятелям!
25
Занесу над тобой руку;22
будто щелоком окалину с тебя сниму
и шлак удалю!
26
Верну тебе судей неподкупных, как прежде,
советников мудрых, какие раньше были,
и назовут тогда тебя городом праведным,
столицей верной».
27
Правосудием будет спасен Сион,
и обратившиеся сыны его23 – праведностью.
28
А богоотступникам и грешникам одна участь –
сгинут все отвергавшие ГОСПОДА.
29 Стыдом вы покроетесь за то,
что любили дубы священные.
На позор обрекут вас рощи,
что себе вы облюбовали!24
30
Уподобитесь дубу с увядшей листвой,
саду, иссохшему без воды.
31
Сильный тогда уподобится пакле,
а сделанное им – искре,
от которой займется огонь –
и никто его не потушит!

Новой Женевской Библии

1:1 См. Введение: Время и обстоятельства написания. Видение. Божие откровение, воспринимаемое пророком в зрительных, слуховых и иных образах. Обычно подобные образы носят символический характер, что отличает их от явлений объективной реальности. Исаии. Имя Исаия означает "Господь спасает" (8,8).

1:2 небеса... земля. Все творение призывается в свидетели против Израиля: Господь Бог должным образом предупреждал израильтян о наказании, грозящем им в том случае, если они нарушат завет, который Он заключил с ними (Втор. 30,19; 32,1).

Господь. Яхве. Это имя является напоминанием о личном откровении Бога Израилю (Исх. 3,15).

сыновей. Они были сыновьями Бога по избранию, завету и обетованию (45,11; 49,7; 64,8; Втор. 32,6.18; Мал. 2,10).

возмутились. Бунт, возмущение представляет собой сознательное преступление против исполненного благодати суверенитета Господа (1,28; 43,27; 46,8; 48,8; 53,12; 59,13; 66,24).

1:4 Увы. Это междометие выражает сетование, сожаление, однако гораздо чаще оно встречается в контексте угрозы ("горе": 3,9.11; 5,11.18.20-22; 29,1.15; 30,1;33,1).

Оставили. Т.е. стали отступниками.

Святаго Израилева. Называя Господа этим особым титулом, Исаия акцентирует внимание на Его исключительном величии, внушающем благоговейный страх. В Книге пророка Исаии этот титул встречается двадцать шесть раз (напр., в 5,19.24; 12,6; 30,11.12.15; 41,14.16.20; 45,11; 48,17; 55,5; 60,9.14; ср. также титул "Святой Иаковлев", 29,23; "Святой", 10,17; 40,25 и "Святой ваш", 43,15).

1:5-6 бить... язвы. Народ был не в состоянии оправиться после Божиего наказания. Страдания народа находят выражение в страданиях Слуги Божия (53,4.5), Который по собственной воле отдал Себя на суд Божий, понеся осуждение за других.

1:8 дщерь Сиона. Персонифицированный образ Иерусалима. Сион в данном случае символизирует народ Иудеи.

1:9 Господь Саваоф. Иегова Саваоф. Объяснение имени Иегова см. в ком. к Быт. 2,4. Саваоф – военачальник, вождь боевых сил. Смысл двух слов в одном имени выражает руководящую роль Бога в мире ("Господь сил, Он – Царь славы", Пс. 23,10). В Писании это имя Божие открывалось Израилю, когда народ оказывался в стесненных обстоятельствах. Оно не встречается ни в Пятикнижии, ни в книгах Иисуса Иавина или Судей, изредка упоминается в псалмах. Однако Иеремия, предвещая наказание, употребляет это имя около восьмидесяти раз; Захария в четырнадцати главах призывает имя "Господа сил" более пятидесяти раз. Под "силами" подразумеваются силы небесные (главным образом ангелы, но не только они, а все, находящееся в подчинении у Бога и в Его власти).

остатка. Господь, храня верность Своим обещаниям, продолжает осуществлять замысел об искуплении всего человечества (Рим. 9,29). Учение Исаии об остатке Израиля, призыв стать частью этого остатка и надежда, которая дается остатку, красной нитью проходят через всю книгу (1,27; 4,2.3).

Содом... Гоморре. Народ Божий уподобился развращенным жителям Ханаана, города которого были разрушены (1,10; Быт. 18,20.21; 19,24.25). Содом и Гоморра символизируют царства этого мира, над которыми нависла угроза Божиего суда (3,9; 13,19; Лк. 17,28.29; Рим. 9,29; 2 Пет. 2,6-10; Иуд. 7; Откр. 11,8).

1:11 всесожжениями. Это были жертвы посвящения (Лев. 1,3-17; 6,8-13). Жертвам Бог предпочитает послушание, которое исходит из сердца человека (1 Цар. 15,22.23; Мих. 6,6-8; Мф. 23,23).

1:11.15 не хочу... не слышу. Бог не принимает поклонения от неверного и непокорного народа (Пс. 50,18).

1:18 багряное, – как снег убелю. Бог может удалить любое пятно греха и при этом не изменить Своей праведности благодаря тому, что Иисус Христос понес Божие наказание за грешников (53,4-6; Рим. 3,21-26).

1:19-20 Евангелие – это обоюдоострый меч: вечная жизнь (ст. 19) или вечна смерть (ст. 20; 66,24).

1:21 блудницею. Блудодеянием в Библии называется измена Господу и поклонение идолам (см. Исх. 34,15). Поскольку Иерусалим на еврейском – слово женского рода, то столица Иудеи предстает здесь в образе женщины-блудницы.

верная. Т.е. соблюдающая завет с Господом.

правосудия. Правильные, справедливые отношения между людьми.

Правда. Честность, справедливость и правда Божия. Люди чтили истину, жили в соответствии с заповедями (см. Втор. 5,6-21) и поклонялись Господу Богу.

1:22 Серебро. Образ лжи, обмана и нечестия.

вино... испорчено водою. Вино часто выступает символом Божиего откровения. В данном случае подразумевается, что Божия истина искажена ложными упованиями на то, что истиной не является, – на идолов и истуканов, на дубравы и сады (ст. 29).

1:23 подарки. Взяточничество сурово осуждается в законе Божием, поскольку оно поощряет несправедливость и предвзятость (Исх. 23,8; Втор. 10,17; 16,19; 27,25; ср. 5,23; 33,15; 45,13).

1:24 Господь. Господин. Всевластный Бог восстановит справедливость, очистив все Своим судом.

Господь Саваоф. См. ком. к ст. 9.

1:26 как прежде... как вначале. Новый век будет подобен началу. Это означает чудесное восстановление и обновление народа завета. Князья и народ будут жить в согласии с Божией волей (24,23; 32,1).

1:27 спасется. Это слово означает "выкупать" или "освобождать кого-либо из рабства посредством уплаты определенного выкупа". Раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от идолопоклонства и несправедливости, обретут свободу от сатаны, греха и смерти и познают праведность, которая вменится им через Иисуса Христа и войдет в их сердца под действием Святого Духа.

1:29 дубравы... сады. Места поклонения идолам.

1:30-31 нет воды. Вода в Писании часто является символом надежды. В данном случае подчеркивается безнадежность служения идолам (сад – место идолослужения – без воды (надежды) обречен на гибель). Ср. 8,7.

1:31 отрепьем... искрою. Сами дела нечестивых ("отрепье") явятся той искрой, которая сожжет и нечестивого, и нечестие его.

гореть. См. ком. к 4,4.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.