Но из корня срубленного древа Иессея
взойдет молодой побег,
от самого корня его
произрастет новая ветвь плодоносящая;
и пребудет на нем дух ГОСПОДЕНЬ,
дух мудрости и разумения,
благоразумия и силы,
дух познания и страха ГОСПОДНЯ.
Обретет он отраду
в благоговении пред ГОСПОДОМ.1
Судить он будет не по наружности
и решения будет выносить не по слухам:
бедняков справедливо рассудит
и дела обездоленных решит беспристрастно;
словом своим он поразит землю,
подобно жезлу железному будет оно,
дыханьем уст своих он убьет нечестивца.
Правдой он препояшется,
верность будет поясом на бедрах его.
Тогда волк будет жить близ ягненка,
рядом лягут барс и козленок,
друг подле друга будут теленок, и лев,
и тучный скот,2
а дитя малое поведет их на пастбище.
Медведица и корова пастись станут вместе,
бок о бок их детеныши лягут,
и лев питаться будет соломой, словно бык.
Ребенок сможет играть
у самой норы змеиной,
и даже в гнездо гадюки
запустит руку малыш.
И на всей горе Моей святой
никого уже не разорят и не обидят,
ибо познание ГОСПОДА наполнит землю,
как воды наполняют море.
Тогда поднимет Он знамя для всех народов,
соберет изгнанников Израиля,
беженок Иудеи с четырех сторон света.7
Иссякнет зависть Ефрема,
истреблены будут притеснители в Иудее:
Ефрем не будет завидовать Иудее,
Иудея перестанет враждовать с Ефремом.
На плечах филистимлян
устремится8 она на запад
и вместе с ними разорит сынов Востока:
на Эдом и Моав наложат руки
и покорят аммонитян.
Уничтожит ГОСПОДЬ залив9 моря Египетского,
прострет руку над Евфратом,10 дохнет жаром
и разделит его на семь ручьев,
так что будут переходить их не разуваясь.
И проложен будет путь
для остатка народа Его,
который в Ассирии сохранится,
как было то прежде с Израилем,
в день исхода его из Египта.
11:1 отрасль от корня Иессеева. См. Мф 1:5−16. Пророк упоминает не Давида, который был помазанным царем Израиля, а его отца Иессея, тем самым показывая, что новая отрасль будет представлять род Давида не в его царском величии, а в величии духовном — в верности и преданности Господу. Внешний же блеск будет утерян. Так и случилось. Потомки Давида Иосиф и Мария вели весьма скромный, если не сказать бедный, образ жизни, весьма далекий от царского блеска.
ветвь. Евр: «незер». Это именование, вероятно, имел в виду евангелист Матфей, когда писал, что Мессия, по пророчеству, наречется Назореем (см. 2:23).
Мессия и Его Царство.
11:2 почиет на нем. Исаия говорит об «отрасли» как о Личности. Этот стих конкретизирует понятие отрасли-родословия, возводя ее к кульминационной точке — Мессии. См. Мф 3:16; Мк 1:10; Лк 3:2; Ин 1:32.
Дух Господень. Это обобщение всех перечисляемых далее характеристик Духа.
11:3 страхом Господним исполнится. Более точный перевод: «и благоволение Его (Мессии) к тем, кто имеет страх Божий».
будет судить не по взгляду очей Своих. Ср.: «А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня» (Ин 8:16).
не по слуху ушей Своих решать дела. См. Ин 5:30, 36.
11:4 бедных... страдальцев. Ср.: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28).
11:9 ибо земля будет наполнена ведением Господа. Эти слова являются ключом к пониманию ст. 6−8. Картины, описанные в этих трех стихах, являются закономерным результатом познания Бога. Люди «не будут делать зла и вреда», поскольку «ведение Господа» исключает саму возможность зла. Здесь пророк прозревает то время, когда человек, вкусивший от дерева познания добра и зла, вкусит, наконец, от дерева жизни, и это «дерево жизни» произрастет от «корня Иесеева» (ст. 10).
11:10 в тот день. Очевидно, день явления Мессии.
знамя для народов. Видимый знак (образ, символ), который, подобно знамени на поле битвы, собирает вокруг себя сторонников и приверженцев. Знаменем Мессии стал Его голгофский крест.
11:11 снова прострет руку. Часто в этом пророчестве видят обетование Господа возвратить народ Свой из вавилонского плена. Однако такое толкование неправомерно. В пророчестве речь идет о возвращении остатка народа Божиего практически со всех концов земли. Можно было бы предположить, что пророк Исаия сквозь тысячелетия видит образование еврейского государства (осуществившееся в 1948 г. по Р.Х.). Но в пророчестве не сказано, что Господь возвратит остаток народа в землю, которую Он ему дал; сказано же, что «Господь прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток». И как рука Господа во время гнева Его оставалась простертой, пока не исполнилась мера воздаяния, так рука Его будет оставаться простертой до тех пор, пока Он не исполнит обещание. В силу этого соотнести данное пророчество с конкретным историческим моментом невозможно. Можно только с уверенностью сказать, что спасающая рука Господа все еще остается простертой.
остаток. Спасенные избранного народа — народа завета.
11:13 Ефрема... Иуды. Под Ефремом подразумевается Израильское царство, под Иудой — Иудейское. Конец вражды между Ефремом и Иудой — объединение народа Божия в единое государство.
11:14−16 Эти стихи можно рассматривать как пророчество о возвращении в «землю обетованную» после вавилонского пленения. Перечисленные в ст. 14 народы населяли землю обетованную до овладения ею евреями; упоминание о них в данном контексте обусловлено, скорее, спецификой пророческого языка — образного и символического: Исаия хочет сказать, что народу Божию вновь придется совершать исход из рабства и овладевать своей землей.
11:14 полетят... к западу. Исход из Египта евреи совершали на восток. Здесь же речь идет об исходе «к западу», т.е. из местности, расположенной восточнее Палестины. Территориально это может быть только Вавилон, следовательно, и речь идет о возвращении из вавилонского плена.
11:15 иссушит Господь залив моря Египетского. Господь осушил (разделил) воды моря при исходе евреев из Египта и тем самым «расчистил» им дорогу. Пророк усматривает Божественную помощь и при возвращении из вавилонского плена. Именно в смысле, что Господь устранит препятствия к возвращению из плена, и использована аналогия из истории народа Божия.
разобьет... на семь ручьев. Т.е. устранит препоны, разобьет и разрушит их. Господь Сам сокрушит все преграды, которые встанут на пути Его народа домой после вавилонского плена.
11:16 Тогда... будет большая дорога. Эти слова, как и текст всего стиха, разъясняют смысл ст. 14 и 15. См. ком. к ст. 14 и 15.