в дань правителю земли иудейской,
из Селы в пустыне
на гору дочери Сиона.1
Птенцам трепещущим,
что выпали из гнезда,
подобны дочери Моава
у бродов Арнона.
«Не откажите в совете,
примите о нас решение:2
в ясный полдень укройте
тенью темной, как ночь,
спрячьте изгнанников,
не выдавайте скитальцев.
Пусть поживут у вас
пришлые беженцы Моава,
укройте их в своих шатрах
от притеснителя!»
Но когда исчезнет угнетавший,
тогда прекратится насилие,
не станет тех, кто землю попирал.
Тогда престол утвердится верностью,3
и воссядет в шатре Давидовом судия,
что ревнует о справедливости
и суд творит скорый и правый.
Слыхали мы о высокомерии Моава.
До чего же он гордится собой!
Но заносчивость его, гордыня и надменность —
всё одна похвальба пустая.
Потому и рыдает Моав о себе4 —
весь он ныне скорбит!
Где же сладости,
лепешки виноградные5 из Кир-Харесета?
Увы, лишь стоны изнуренных…
Оскудели поля Хешбона;
виноградники Сивмы погибли,
а ведь когда-то они валили с ног
вождей народов!6
Их отборные лозы достигали Язера,
побеги пробивались в пустыню,
разрастались, за море тянулись.
Вместе с Язером горевать буду
о виноградниках Сивмы;
вас, Хешбон и Эляле, орошу слезами своими:
угасло веселье,
царившее при сборе плодов и в дни жатвы.
Ликованье исчезло и радость
на земле, что была столь плодородной;
в виноградниках смолкли песни,
не слышно криков радости;
не топчут винограда в давильнях,
положил Я конец празднику виноградарей.
Стонет сердце Мое о Моаве, как лира,
о Кир-Харесете7 душа рыдает.
16:1 агнцев. Главным занятием моавитян было скотоводство (Чис 32:4), и в знак покорности они посылают в Иудею своих ягнят (ср. 4Цар 3:4).
из Селы. Из данного стиха ясно, что беженцы находятся либо в Селе — крепости в Едоме близ Петры, либо в одном из горных убежищ (древнееврейское.
16:2 птице... у бродов. Подобно перелетным птицам, беглецы продвигаются на юг, переходя вброд реку Арнон (15:8, 9).
16:3 совет. Моавитяне решают искать приюта в Иудее (см. ком. к 11:2).
16:4 грабителя... притеснителя. Т.е. Ассирии.
16:5 престол... в шатре Давидовом. Беглецы уповают на Яхве и Его милость, обетованную Давиду (9:2−7; 11:1−9; Ам 9:11−12; Деян 15:16−17).
16:7 См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение».
16:8 Поля Есевонские. Плодородные земли вокруг Есевона.
Севамский. Севам (или Сивма) — город в колене Рувимовом.
лучшие лозы. Символика винограда (15:1−7) в данном стихе распространяется и на моавитян.
до Иазера... за море. Земли моавитян простирались от Иазера (ст. 8:9) на севере до Мертвого моря на юге.
16:9 Елеала. См. 15:4.
16:11 внутренность моя стонет. Исаия говорит о глубочайшей скорби, объявшей его (ст. 9; 21:3−4; ср. Иер 48:36; см. ком. к 15:5).
16:12 на высотах... к святилищу. Будет поклоняться идолам и просить у них помощи.
16:13−14 Эта часть главы представляет собой прозаический итог поэтических предсказаний о судьбе Моава и является откровением, полученным Исаией ранее, или же составляет часть пророчеств из 15:1 — 16:12.
величие. Слова пророка относятся к тем, чья гордыня предстает соблазном для народа Божиего. Спасение наступит с приходом Мессии (ст. 5), однако Сион не станет убежищем для того, кто ищет лишь земного благополучия.