«Не быть Дамаску городом цветущим,
грудой развалин станет он!
Города Ароэра2 будут заброшены,
лишь стадам будет там привольно отдыхать,
и никто не потревожит их.
Лишится укреплений своих Ефрем,
перестанет быть царством Дамаск,
и всех, кто остался в живых в Сирии, ждет то же,
что было со славой сынов Израиля», —
это слово ГОСПОДА Воинств.
«Настанет тот день,
когда умалится слава Иакова,
лишится он тучности своей и сделается тощим.
Будет это, как во время жатвы,
когда срезают колосья
и за жнецами снопы собирают
в долине рефаимов.3
Мало что останется после жатвы:
как при сборе4 оливок
две-три ягоды остаются на самой верхушке
и четыре-пять — на плодоносных ветках», —
это слово ГОСПОДА, Бога Израиля!
А ты, столица Израиля,
забыла7 Бога, Спасителя своего,
о Твердыне истинной, прибежище твоем,
даже не вспоминаешь;
посему, хотя ты и насадила лозы чужеродные8
и разбила сады наслаждений,
хотя сажаешь ты, чтобы выросло оно в тот же день,
и сеешь, чтобы зацвело в то же утро,
не дождаться тебе урожая —
впереди у тебя дни9 страданий и боли безутешной.
Беда надвигается!
Народы повсюду злобою кипят,10
будто моря разбушевались;
бурлит племен множество,
будто мощные воды шумят.
Гул потоков племен
реву великих вод подобен,
но только погрозит Он им —
и побегут они далеко-далеко,
страхом гонимые, как солома горным ветром,
как облако пыли в бурю.
Вечером наводят они ужас —
а к утру нет их уже!
Таков удел всех, кто грабит нас,
жребий тех, кто нас обирает.
17:1−14 Пророчество о суде над Дамаском, изложенное в данной главе, может быть датировано временем сирийских походов 734−732 гг. до Р.Х.
17:1 Пророчество. См. 13:1. В данном случае слово «пророчество» созвучно слову «приговор».
о Дамаске. Дамаск был столицей Сирии, важным торговым пунктом, соединявшим Месопотамию, Египет и Аравию. Город был захвачен Тиглатпаласаром III в 732 г. до Р.Х.
17:2 Ароерские. Города восточной Палестины (Нав 12:2 и 13:25).
17:3 твердыни Ефремовой. Т.е. опоры Израильского царства, которой являлась союзная с ним Сирия.
17:4 умалится слава Иакова. Царства Иудейского тоже коснутся беды северных соседей — Сирии и Израиля.
17:5 в долине Рефаимской. Плодородная долина к юго-западу от Иерусалима (Нав 15:8; Нав 18:16; 2Цар 5:18, 22; 1Пар 14:9).
17:7−8 к Творцу... на дело рук. Исаия противопоставляет деяния Бога и дела рук человеческих.
человек. Т.е. верный остаток Израиля.
17:8 на кумиры Астарты и Ваала. Астарта почиталась хананеями как богиня плодородия (27:9; Исх 34:13; Втор 16:21; Суд 2:13).
17:9−11 Эти стихи содержат проклятие Дамаску.
17:10 забыл... не воспоминал. Исаия говорит об отступничестве Дамаска (Втор 4:9, 23, 31; Втор 8:11, 14, 18, 19; Втор 25:19; Втор 32:18).
Бога спасения твоего. См. 43:3; 49:26; 62:11.
о скале прибежища. О Господе Боге. Источником силы народа Божиего являете вера (25:4; 27:5), каким бы войском он ни располагал и какой бы политики ни придерживался (17:9; 23:4, 11, 14; 30:2).
увеселительные сады... от чужой лозы. Эти слова напоминают о ханаанских обрядах плодородия и одновременно о взаимоотношениях Израиля с соседними народами.
17:11 заботился, чтобы оно росло. Пророк здесь говорит, что Израиль поддерживал языческие культы и заботился об их укоренении.
17:12 как шумит море. Пророк уже слышит шум идущего на Израиль ассирийского войска.
17:13 как прах... пыль. Ср. 29:5; 41:15−16; Пс 82:13.