« Велик и могуч наш город!
Спасение, Богом дарованное,
словно стена и вал неприступный.
Отворите врата —
да войдет в город народ праведный,
хранящий верность Господу.
Тем, кто тверд в вере,
Ты даруешь совершенный покой,
ибо на Тебя они уповают.
Уповайте на ГОСПОДА всегда,
ибо ГОСПОДЬ Бог1 — вечная твердыня.
Низвергает Он обитателей высот
и обрушивает город, высоко стоящий, —
наземь повергает,
и лежит он в пыли,
дабы попирали его ноги смертных,
ноги бедняков и стопы нищих.
Пряма дорога праведника.
Ты выводишь его, Боже правый,
на дорогу ровную.2
Идя путем установлений Твоих,3
мы на Тебя, ГОСПОДИ, уповаем,
к имени Твоему и памятованию о Тебе
стремятся души наши.
Жаждет душа моя Тебя в ночи,
взыскует Тебя мой дух сокровенный.
Когда Ты вершишь правосудие на земле,
живущие в этом мире
познают справедливость.
Когда же к нечестивцам
проявляют милость,
они ничему не учатся,
им справедливость нипочем:
с живущими по правде поступают бесчестно
и величия ГОСПОДА не видят.
Ты уже занес руку Свою, ГОСПОДИ,
а они не видят этого.
Да узрят они к посрамлению своему
ревность Твою о народе Своем,
и да пожрет их огонь,
врагам Твоим предназначенный!
Только Ты, ГОСПОДИ, даруешь нам мир.
Всё достигнутое нами Ты свершил за нас.
ГОСПОДИ, Боже наш,
управляли нами и другие властители,
но только Твое имя мы чтим.
Мертвы они и не оживут уже,
среди теней умерших 4 они, не встанут более.
Ты наказал и истребил их,
и всякий след и память о них уничтожил.
Но народ Свой, ГОСПОДИ, Ты умножил,
славу он Тебе воздает,
потому что Ты умножил его
и расширил границы страны!
В бедствии народ искал Тебя, ГОСПОДИ.
Когда постигает его наказание Твое,
люди едва могут шептать молитвы.
Как роженица в муках,
готовясь разрешиться от бремени,
стонет и испускает вопли,
так и мы стенали пред Тобою, ГОСПОДИ.
Мы носили во чреве своем, мучились схватками,
а родили лишь ветер,
не произвели никого в этот мир5
и никого не спасли на земле.
Но все усопшие Твои оживут,
тела умерших восстанут!
И вы, пребывающие во прахе, —
пробудитесь и ликуйте!
Оросит Господь землю утренней росой,6
и земля отдаст сошедших в могилу!»
Ступай же, народ мой,
возвратись домой, в жилища свои,
затвори за собою двери,
укройся и пережди немного —
пока не утихнет гнев Его.
Вот уже оставляет ГОСПОДЬ
место пребывания Своего,
чтобы воздать живущим на земле за беззакония их,
и тогда явит земля кровь пролитую,
не скроет уже убитых на ней.
26:1 — 27:1 Узы, соединяющие Бога с Его народом, — любовь, почитание и вера.
26:1−6 В хвалебной песне Исаия превозносит твердыню города Божиего, противопоставляя ее слабым и непрочным земным городам.
26:1 В тот день. В день милости и благодати Божией.
спасение... вместо стены и вала. Господь является для Своего народа стеной, обороняющей от всех бед (49:16; 58:12; 60:18; ср. Пс 45).
26:2 Отворите ворота. Через отворенные ворота в город Божий входит его Царь со Своим народом (15:1−15; 24:3−10; Пс 117:19−20).
26:3 Твердого духом. Хранящего верность Господу.
в совершенном мире. Этот мир праведные получают и распространяют (ст. 12; 32:17−18; 48:18; 54:10, 13; 55:12; 66:12), но нечестивые будут отлучены от него (48:22; 57:21; 59:8; 60:17). Этот мир связан с пришествием Еммануила (см. ком. к 9:6; 11:9; 14:7).
26:4 твердыня. См. 8:14−15; ср. 1Цар 2:2.
26:5 высоко стоявший город. См. ком. к 24:10.
26:9 буду искать Тебя во внутренности моей. Исаия пророчески предвосхищает истину, которая будет открыта людям в новозаветное время Иисусом Христом — человек есть храм Бога живого (Лк 17:21; Деян 7:48; 1Кор 3:16).
живущие в мире. В мире с Богом.
26:10 нечестивый... не научится... правде. Нечестивого не могут обратить к правде ни Божии суды, ни милость Божия, т.к. нечестивый «не будет взирать на величие Божие», а искать всему происходящему земные объяснения и земные причины.
26:12 мир. См. ком. к ст. 9.
26:13 чрез Тебя... мы славим имя Твое. Бог является началом и побудительной причиной всех мыслей, слов и поступков праведников.
26:14 Мертвые... рефаимы. См. ком. к 14:9.
26:15 умножил... распространил. Возрождение народа Божиего после плена внушает надежду на окончательное возрождение всех живущих на земле (9:3; 54:2).
26:16 в бедствии он искал Тебя. Имеются в виду испытания, пережитые израильским народом.
26:17−18 Как беременная женщина... рождали как бы ветер. Это метафорическое изображение бесполезных мучений указывает на бесплодные усилия праведников утвердить на земле Царство Божие (49:4).
26:18 спасения... земле. Точнее: «не доставили счастья земле».
прочие жители вселенной не пали. Правильный перевод: «Не явились на свет новые граждане мира».
26:19 мертвые тела. В этом стихе Исаия благовествует о грядущем воскресении, вступая в противоречие со словами ст. 14 (ср. Иез 37:11−12). Мысль о телесном воскресении, тем не менее, обнаруживается во многих местах Ветхого Завета, ибо смерть рассматривается в нем как насилие над Божественным миропорядком (Иов 19:25−26; Пс 48:15; Пс 72:24−26; Дан 12:2; Ос 13:14; см. ком. к 25:7−8).
поверженные в прахе. Эти слова относятся не только к умершим, но и ко всем униженным и потерявшим надежду людям (Пс 21:15).
роса. Символ жизни и нового рождения (Пс 132:3; Ос 14:5).
26:20 — 27:1 Исаия призывает остаток Израиля ободриться и ждать Божественного спасения.
26:20 народ мой. Остаток Израиля.
войди... укройся. Подобно тому как Господь хранил Ноя, затворив его в ковчеге (Быт 7:16), Он сохранит Свой народ в ожидании спасения.
на мгновение. Т.е. до тех пор, пока не совершится суд Божий над нечестивыми. Невзгоды, которые на время постигнут народ Божий, несравнимы с вечным торжеством славы Божией, следующим за ними (ст. 19; 54:7; Пс 29:5; 2Кор 4:17; 2Пет 3:9).
26:21 кровь. Здесь ясный намек на кровь Авеля (Быт 4:11) и всех невинных жертв насилия. В Откровении Иоанна также говорится, что море, смерть и ад отдадут своих мертвецов (20:13). В этом стихе речь идет о воскресении мертвых.