Пойте же в тот День
о винограднике заветном!
Я, ГОСПОДЬ, его стерегу,
постоянно поливаю
и, чтобы никто не коснулся его,
день и ночь охраняю.
Не гневаюсь Я.
Но, если зарастет он терном и колючками,
войной на виноградник Мой пойду,3
дотла сожгу.
Потому пусть укроются под Моей защитой,
мир со Мной заключат,
непременно мир заключат со Мною.
Наступит день — пустит корни Иаков,
расцветет, распустится Израиль,
плодами своими весь мир наполнит.
Так ли разил Бог Израиль,
как поразил разивших его?
Так ли убивали израильтян,
как убивали убивавших их?
Ты боролся с ними,
отмеряя мерою их изгнание;4
сдул Он их вихрем могучим —
смёл, как пыль, в день,
когда буря пришла с востока.
Вот как будет заглажена вина Иакова,
и вот каковы будут плоды его,
если откажется он от греха:
сокрушит он камни жертвенников,
сотрет их, как известь,
не оставит ни рощ, Ашере посвященных,5
ни жертвенников для воскурений богам ложным.
Опустел укрепленный город,
позабыты жилища его,
заброшены, как степи.
Телята там пасутся,
лежат на земле,
листву на кустах ощипывают.6
Когда оголенные ветви высыхают,
их обламывают,
и женщины уносят их на растопку;
народ сей безрассуден,
не сжалится над ним Творец,
не помилует его Создатель.
27:2−13 Исаия вновь говорит о грядущем преображении земли.
27:2−6 Песнь о винограднике, составляющая содержание данных стихов, полностью противоположна притче, рассказанной в 5:1−7 (3:14; 5:1; 61:5; 65:21).
27:1 левиафана, змея. Левиафан, собственно, название крокодила. Здесь же это слово ассоциируется с огромным змеем. Ветхий Завет использует этот образ для обозначения зла и насилия (30:6 и ком.; 51:9; ср. Иов 3:8; Иов 41:1; Пс 73:14; Откр 12:7−10). Победа, одержанная Богом над левиафаном, убеждает праведников в том, что людей, творящих зло, ждет неминуемое поражение. Борьба добра и зла — это сражение Бога с сатаной, толкающим людей на злодеяния (Быт 3:15; Рим 16:20; Откр 12:1−6).
27:2 В тот день. Т.е. когда закончится суд Божий над нечестивыми.
о возлюбленном винограднике. О народе израильском.
27:4 Гнева нет во Мне. Господь готов простить Свой народ и вновь заключить с ним мир.
волчцы и терны. Внешние враги народа Божия и его внутренние недостатки.
27:5 прибегнет... заключит мир. Господь миром встречает тех, кто в раскаянии приходит к Нему, ища у Него защиты от зла и греха.
27:6 Иаков... Израиль. Народ израильский как народ завета.
вселенная. И иудеи, и язычники — все войдут в Царство Божие (1Пет 2:9−12).
27:7 Так ли..? Пророчества Исаии представляют собой диалог проповедника с его аудиторией, чьи вопросы и суждения пророк неизменно принимает в расчет.
поражал... убивал. Даже наказывая Свой народ, Господь был милосерден к нему и, уничтожив без остатка его врагов, пощадил Израиль, не допустив его окончательной гибели (10:5−20; 13:19−14:4; 33:1; 47:4−5).
27:8 наказывал. Речь идет о нашествии неприятелей и последовавшем за ним пленении (10:5).
дуновением... ветра. Гнев Божий подобен восточному ветру, приносившему в Палестину пыль и зной пустыни, уничтожая все живое.
27:9 беззаконие Иакова. Отступление народа израильского — потомков Иакова — от Господа, за которые он понесет вавилонское пленение. Рассматриваемый стих закладывает основы проповеди Исаии о праведном Слуге Божием, Которому суждено искупить всех грешников и взять на Себя всю тяжесть Божественного правосудия (53:5, 11−12). Между тем проклятия сменятся благословением Божиим, как только остаток Его народа раскается.
дубравы и истуканы солнца. Места языческих поклонений и языческие идолы.
27:10 укрепленный город. Иерусалим, истинным «укреплением» которого был Сам Господь.
опустеет. Жители Иерусалима будут уведены в плен.
27:11 ветви его засохнут. Как засыхают ветви, не питающиеся животворящим соком, так погибнут те «безрассудные», которые отвергают живого Бога.
народ безрассудный. Исаия имеет в виду безрассудство идолопоклонников вообще, а также тех представителей народа израильского, которые ходили «вслед чужих богов».
не сжалится... не помилует. Господь не сжалится потому, что народ «безрассудный» не раскается. См. ком. к 26:10.
Создатель. Букв.: «гончар» («горшечник»), как и в 29:16. Это слово часто встречаете в Ветхом Завете как имя Бога — Создателя, Руководителя и Спасителя людей. Глагольная форма данного слова имеет значения предопределения (22:11; 37:26 — «предначертал»; 46:11); творения (41:25; 45:7); создания мира (45:18) и, наконец, сотворения нового народа (43:1, 7, 10, 21; 44:2, 21, 24; 45:9, 11; 49:5; 64:8).
27:12 в тот день. В день Божиего суда над нечестивыми.
от великой реки до потока Египетского. Имеются в виду Евфрат и Нил. По земле, простирающейся между этими великими реками, пройдет широкая дорога, соединяющая Ассирию и Египет (11:16; 35:8, 9), открывая народам этих стран путь в Иерусалим. С этих пор станет возможно объединение прежде разрозненных народов в молитвенное сообщество народа Божиего.
27:13 великая труба. То же, что «глас Божий». Художественный образ, означающий волеизъявление Господа.
затерявшиеся. Это слово может относиться как к угнетенному и рассеянному остатку Израиля (Иер 50:6; Иез 34:4−6), так и к уже умершим (25:8; 26:14, 19), а возможно, и к тем, и к другим.
на горе. На горе Сион, которая является одновременно престолом Божиим (14:13) и местом Его благословенного пребывания (25:6−7).