Исаия 29 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Горе тебе, Ариэль,1 Ариэль —

город, где некогда лагерь Давида стоял!2
Год за годом проводишь ты в празднествах!

2

«Но наведу Я беду на Ариэль,
плачем наполнится он и рыданием;
будет Иерусалим жертвенником Моим.3

3

Разобью Свой лагерь вокруг тебя,
обступлю тебя башнями,
буду вести осадные работы».

4

Взмолишься тогда, униженный,
на землю поверженный;
глотая пыль, станешь шептать невнятицу.
Из самой гортани сквозь пыль
будет пробиваться шепот твой,
словно голос призрака, из-под земли идущий.

5

Несметное множество врагов твоих
станет, как пыль,
как мякину развеивает ветер,
так исчезнут полчища притеснителей твоих.
В сей же час, во мгновение ока

6

Сам ГОСПОДЬ Воинств посетит тебя:
и будет при явлении Его
гром, землетрясение и шум великий,
буря, вихрь и пламя огня пожирающего.

7

И всё множество народов чужих,
воюющих с Ариэлем,
идущих приступом на укрепления его
и ведущих против него осаду, —
исчезнет, как сон,
сгинет, словно видение ночное.

8

Участь голодного
ждет врагов твоих, Ариэль:
видит он во сне, будто ест,
а просыпается — желудок его пуст;
равно и жаждущий может видеть во сне,
будто пьет,
а просыпается истомленным,
с горлом, пересохшим от жажды, —
так будет и со множеством этих племен,
воюющих против горы Сион.

9

Дивитесь, изумляйтесь тому, что происходит.
Да ослепнет ваш взор и да потемнеют очи.
Пьянейте, но не от вина,
шатайтесь, но не от браги —

10

навел ГОСПОДЬ на вас глубокую сонливость:
сомкнул ваши очи, пророки,
накрыл ваши головы, провидцы.

11 Всё это пророческое откровение для вас4 — как слова свитка, что запечатан: подают его знающему грамоту и говорят: «Прочти-ка!» — а он отвечает: «Не могу, запечатано».
12 Или дают свиток грамоты не знающему и просят его: «Прочти-ка ты!» — а тот отвечает: «Не могу, я читать не умею».
13

И сказал Владыка Господь:
«Поскольку на словах только
стремится ко Мне народ этот,
языком лишь своим чтит Меня,
а сердцем от Меня далек,
и их поклонение5
на человеческих заповедях основано,6

14

потому Я вновь сотворю с народом этим
неслыханное, непостижимое:
пропадет мудрость их мудрецов,
и померкнет разум самых разумных».

15

Горе тому, кто в глубине души затаился,
чтобы скрыть от ГОСПОДА замысел свой —
во мраке норовит дела свои творить,
приговаривая: «Да кто увидит? Да кто узнает?»

16

Перевернули вы всё вверх дном!
Равна ли глина гончару?
Скажет ли изделие о мастере, его сотворившем:
«Не он меня сделал»?
Скажет ли произведение о ваятеле:
«Да что он понимает»?

17

Еще чуть-чуть — и гордый Ливан
станет заброшенным садом,
а некогда презренный сад7 лесу ливанскому уподобится.

18

В тот день глухие услышат слова из свитка,
прозреют слепые от тьмы и мрака.

19

Угнетенные будут черпать в ГОСПОДЕ
радость непреходящую,
обездоленные возликуют о Святом Боге Израиля,

20

потому что угнетавший их сгинет
и глумившегося не станет,
исчезнут все, кто зло замышляет,

21

кто ловит человека на слове,
а на суде8 жалобу его извращает коварно,
обманом лишая прав невиновного.

22 Так говорит ГОСПОДЬ дому Иакова,

Тот говорит, Кто искупил Авраама:
«Не будет более стыдиться Иаков,
отныне не краснеть9 ему!

23

Когда они увидят детей своих,
которых Я дам им,10
они будут свято чтить имя Мое,
свято чтить Святого Бога Иакова,
благоговеть перед Богом Израиля.

24

Умы колеблющиеся11 обретут мудрость Божью,
и тот, кто прежде роптал, научится послушанию».

Новой Женевской Библии

29:1−14 Пророчество о судьбе Иерусалима.

29:1 Горе Ариилу. В данном случае это имя, означающее «лев Божий» (Быт 49:9), «жертвенник» (Иез 43:15), относится к Иерусалиму. Господь допустит осквернение Иерусалима, который прежде был Его алтарем.

Давид. Городом Бога Иерусалим стал во времена Давида (ср. Пс 131).

приложите год к году. Падение Иерусалима — дело времени.

29:2−3 Господь свободен в Своем решении покарать Иерусалим.

29:3 воздвигну против тебя укрепления. Здесь подразумеваются укрепления близ Иерусалима, воздвигнутые ассирийцами в 701 г. до Р.Х.

29:4 будешь унижен... шептать. Пророк предсказывает Иерусалиму грядущие унижения (2:10; 8:19).

29:5 как мелкая пыль. Враги будут угрожать Иерусалиму, но Господь обратит их мощь в пыль. Господь будет оберегать Иерусалим до дня суда над погрязшим в нечестии народом.

это совершится внезапно. Падение Иерусалима в день посещения Господнего.

29:6 Господь Саваоф посетит тебя. По-видимому, речь идет не о наказании Иерусалима, а о посещении его Господом с целью спасения во время осады ассирийцами.

29:7 сон... сновидение. Осада Иерусалима покажется его жителям сновидением, т.к. проснувшись утром, они увидят пораженных и спасающихся бегством ассирийцев.

29:9 они ослепили других, и сами ослепли. Духовно слепые вожди иудейские «ослепляли» народ, извращая истину Божию и выдавая ложь за правду.

29:10 пророки... прозорливцы. См. ком. к 28:7.

29:11 слова в запечатанной книге. Пророчества передаются образным, иносказательным языком, поскольку в их основе, как правило, лежат видения, посланные пророку Богом. Таким образом, пророчества требуют истолкования, а именно этого дара Господь лишил иудейских вождей за их отступничество и самонадеянность.

29:11−12 не могу... не умею читать. Т.е. «не понимаю пророчества».

29:13 приближается... далеко отстоит. Господь желает не внешних проявлений веры, а требует благоговения, идущего из глубины сердца (Мф 15:8−9; Мк 7:6; 1Кор 1:19; Кол 2:22).

изучение заповедей человеческих. См. Кол 2:6−23.

29:14 необычайно поступлю... дивно. Господь посрамит земную мудрость, ибо Его деяния превзойдут пределы человеческого разума (ср. 29:15−24; 30:1−7; 31:1−3).

29:15−16 Предсказание об участи иерусалимских мудрецов открывает третью часть горестных пророчеств гл. 28−33 (28:1; 29:1, 15; 30:1; 31:1; 33:1).

29:16 горшечника... глину. Ср. Иер 18:6.

29:17 Ливан. Ливан в данном стихе олицетворяет дикую необузданную мощь.

сад. Возделанная Богом земля, т.е. народ, знающий истинность Бога.

лес. Мир, люди, не знающие или не принимающие Господа.

29:18 в тот день. День благодати Божией. Этот стих является мессианским пророчеством (Мф 11:5).

глухие. Духовно глухие.

глаза слепых. Слепые духовно.

29:23 когда увидит у себя детей своих. Это пророчество можно воспринимать и как обетование о возвращении из вавилонского плена, и как предвидение создания в 1948 г. по Р.Х. государства Израиль.

свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4:3 и ком.; Мф 6:9).

29:24 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18.

мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32:4; 2:2−5).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Поэтическое название Иерусалима, переводится или как «очаг Божий» (см. ниже пер. как жертвенник), или как «лев сильный / Бога». Слова «горе тебе…» в пророческом языке обозначают проклятие. Пророк не решается проклясть Иерусалим, который благословлен Самим Богом. Поэтому он прибегает к иносказанию, называя его Ариэлем.
1  [2] — Или: город, осажденный (некогда) Давидом.
2  [3] — Или: Ариэлем Моим.
11  [4] — Или: понимание всего этого для вас.
13  [5] — Букв.: благоговение / страх.
13  [6] — LXX: тщетно они Меня почитают, уча человеческим предписаниям и учениям.
17  [7] — Или: Кармил.
21  [8] — Букв.: судящемуся в воротах (города).
22  [9] — Или: бледнеть.
23  [10] — Букв.: творение рук Моих.
24  [11] — Букв.: чей дух нетверд.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.