лишит Иерусалим и Иудею всего,
всякой опоры и поддержки —
пищи лишит и воды,
храбреца и воина лишит их,
судьи и пророка,
прорицателя и старейшины,
командующего полусотней,
начальника и советника,
чародея1 искусного
и опытного заклинателя.
Поставит над ними юнцов,
которые жестоко будут править ими.
Станут угнетать друг друга люди,
даже сосед — соседа;2
юнец над стариком глумиться будет,
и над почтенным — презренный.
Бросится3 тогда брат к брату своему,
выросшему с ним в отцовском доме:
«Тебе есть во что одеться —
будь вождем нашим,
одолей разруху эту!»
Но тот воскликнет в ответ:
«Не исцелить мне ран ваших,
в доме моем — ни еды, ни одежды,
не делайте меня вождем вашим!»
Преткнулся Иерусалим, Иудея пала,
слова и дела их — против ГОСПОДА,
оскорбляют они светлый взор Его!
Взгляни на лица их — всё ясно!4
Грех, как в Содоме, напоказ выставляют,
ничего не скрывая.
Сами зло на себя навлекают — горе им!
Скажите праведнику, что будет счастлив он5
и вкусит плоды добрых дел своих.
Горе нечестивцу — беда его ждет:
по делам своим получит воздаяние!
Народом моим помыкают дети,
и правят им женщины.6
Народ мой, вожди твои сами заблудились
и тебя с пути истинного сбили.
Но вот ГОСПОДЬ встает,
чтобы вести тяжбу судебную,
Он поднимается,
чтоб средь народов вершить правосудие.
Старейшинам и правителям народа Своего
ГОСПОДЬ предъявит обвинение:
«Это вы опустошили виноградник!
Бедняков обобрали, в свои дома всё сгребли!
За что изводите народ Мой,
изнуряете бедняков?» —
Владыкой, ГОСПОДОМ Воинств, сказано это.
И сказал ГОСПОДЬ:
«За то, что надменны дочери Сиона,
за то, что горделиво ходят7
и взглядами обольщают;
за жеманную поступь8 их
и браслеты, что на ногах
у них позвякивают, —
коростой покроет Владыка
головы дочерей Сиона,
ГОСПОДЬ наголо обреет им лбы!»9
Вместо ароматов будет у них смрад,
вместо пояса — веревка,
вместо роскошной прически — плешь,
вместо платья — рубище тесное,
вместо красоты — клеймо.11
Падут мужи твои от меча,
воины в битве сгинут.
Даже врата столицы
восплачут и возрыдают.
И дочь Сиона,12 всё потерявшая,13
сникнув, сядет на землю.
3:1 Господь Саваоф. См. ком. к 1:9; 1:24.
посох и трость. Посох — емкий символический образ. В руке царя посох символизирует власть, в руке странника — опору. Трость — обычно под этим словом подразумеваете мерило (и в прямом смысле и в переносном — «мерило справедливости») и бич. Господь отнимет у царей иудейских власть, у судей — право судить, народ лишит опоры.
подкрепление хлебом... водою. Прямой смысл понятен — это бедствия при осаде города врагом. Иносказательно же хлеб — это слово Божие, а вода — надежда, обращенная к Господу и питающая человека.
3:2−3 В этих стихах дается расшифровка того, что в ст. 1 представлено в символических образах.
3:4 отроков... дети. Т.е. несмышленые люди, бездарные правители.
3:5 Картина хаоса и анархии, попрания человеческих норм и заповедей Божиих.
3:6 одежда. Прибегая к такой гиперболе, Исаия подразумевает разруху, нищету и деградацию.
3:8 Иерусалим... Иуда. Падение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) так же, как и его разорение, произошедшее в 701 г. до Р.Х., стало непосредственным исполнением этого пророчества.
3:9 Содомляне. Израиль пренебрегает Божиими установлениями и ведет себя так, будто между ним и Богом никогда не существовало завета (см. 1:9−10).
3:12 Притеснители народа... дети. См. ком. к ст. 4.
3:16 — 4:1 дочери Сиона. Нечестие коснулось не только иудейских мужчин, но и женщин, т.е. не только общественная жизнь извратилась, но и семейная. Все устои общества подточены грехом и неправедностью.
3:17 оголит... обнажит. Господь предаст этих женщин бесчестию (ст. 24).
Сиона. См. ком. к 1:8.
3:25 Персонифицированный образ Иерусалима.