„Смеется над тобой, презирает тебя
дева, дочь Сиона,3
качает головой тебе вслед
дочь Иерусалима!
Кого поносил ты, Кого хулил,
на Кого голос возвысил,
на Кого смотрел свысока?
На Святого Бога Израиля?
Через слуг своих ты Владыку поносил,
хвастался: „Множеством колесниц своих
я горы покорил,
добрался и до дальних отрогов Ливана,
срубил высокие кедры его
и лучшие кипарисы,
добрался до вершин удаленных
и до цветущего леса его;
копал я колодцы в чужой стране4
и воду из них пил;
стопами ног своих
осушал все египетские реки“.
Но разве не слышал ты,
что издавна Я это сотворил,
издревле замыслил,
а ныне свершил?
Потому и обращаешь ты городские твердыни
в груды развалин.
Бессильны жители их,
в замешательстве они и в смятении,
уподобились траве полевой, зелени,
траве, что на крышах растет5
и засыхает прежде, чем колос даст.
На месте ли ты стоишь,
уходишь иль возвращаешься —
всё это Я знаю,
как знаю и то,
что ты весь в ярости против Меня.
За гнев твой против Меня,
за дерзость, которая достигла слуха Моего, —
продену тебе кольцо в нос,
в рот тебе вложу удила
и отправлю тебя назад той же дорогой“.
37:1 разодрал одежды свои и покрылся вретищем. Эти знаки скорби и раскаяния выражают смирение и осознание всецелой зависимости от воли Божией.
37:3 силы нет родить. Езекия подчеркивает тщету человеческих усилий в трудную минуту (см. ком. 26:17−18).
37:4 Бог твой. То, что Езекия использует эти слова вместо «мой (наш) Бог», может являться признанием им того, что в прошлом он полагался на Египет, а не на Господа (см. ком. к 36:6).
хулить. Царь уверен, что Господь защитит Свое славное имя.
Бога живаго. Данные слова выражают веру Езекии и его ревность об имени Божием.
37:7 возвратится... поражу. См. ст. 36:37. Передавая Езекии слова Бога, Исаи стремится укрепить веру царя.
37:8−13 Сеннахирим снова пытается соблазнить Езекию отречься от веры в Бога и подчиниться владычеству ассирийцев.
37:8 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ.
37:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х.
37:10−11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею.
37:12 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений.
Гозан... Едена. Города в Месопотамии.
37:13 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36:18, 19; 10:7−9).
37:14−20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа — Царя, Творца и Спасителя (ср. 38:2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога.
37:16 Господи Саваоф. См. ком. к 1:9.
Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17:6; 21:17; 24:15; 29:23; 41:17; 45:3; 48:2; 52:12).
седящий на Херувимах. См. 1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:1; Пс 98:1. Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов.
Ты один Бог. См. 44:8; 45:5, 6, 14, 22; 46:9.
сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42:5; 45:8, 12, 18; 27:10−11).
37:17 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана — об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев.
Бога живаго. См. 36:20.
37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2:8.
37:20 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25:9.
Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16.
37:21−35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу.
37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» — традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.
посмеется... покачает вслед тебя головою. Иерусалим не будет взят Сеннахиримом и только посмеется вслед неудачливому «соискателю».
37:23 на кого возвысил голос. Сеннахирим (в лице Рабсака) возвысил голос на тех, кого охраняет и защищает Господь, следовательно — на Самого Господа.
Святаго Израилева. См. ком. к 1:4.
37:24 со множеством колесниц. Военная мощь составляла главный предмет гордости ассирийцев.
взошел на высоту гор. Поэтический оборот, выражающий величие. В данном контексте употреблен в ироническом значении (см. ком. к ст. 22).
Ливана. См. 33:9; 35:2.
37:25 откапывал я... осушу. Любые притязания на господство над мирозданием являются вызовом суверенной власти Бога.
37:26 Разве не слышал ты..? Риторический вопрос, утверждающий, что и Сеннахирим, и Рабсак не могли не знать того, о чем говорит Господь.
Я издавна сделал это. Ассирия является ничем иным, как орудием воли Божией.
предначертал. Посредством Ассирии свершилась Божественная воля в отношении царств мира сего (10:5−19; 40:6−8; Пс 36:1−2; Мих 4:9−13; см. ком. к 27:10−11).
37:28 Я знаю. Ассирия всецело во власти Господа и не сможет избежать Его суда (ср. Пс 138).
37:30 знамение. Ниспровержение ассирийцев и спасение остатка Израиля свидетельствуют о постоянстве, с которым Господь совершает Свой промысел.
в этот год... на третий год. Господь обещает Свое благословение Езекии не только в данной ситуации, но и на будущее. Народ Иудеи будет сеять и есть свой хлеб, но делать это ему позволит не царь Ассирии (36:16), а Господь — Бог Израилев.
37:31 остаток. Сохранившие верность Господу.
корень... плод. Мессианское пророчество. Господь не только обещает помощь, но, более того, говорит, что Иерусалим будет местом, откуда придет Спаситель (ст. 32). И это обетование — залог того, что Сеннахирим не сможет взять город.
37:35 охранять... спасти. Осада Иерусалима Сеннахиримом не принесла успеха Ассирии. Господь не покинул Свой народ, будучи верен обетованию, данному Давиду (8:8, 10; 2Цар 7:16).
раба. См. ком. к 20:3.
37:36−38 Чудесное спасение Иерусалима и поражение Ассирии.
37:36 Ангел Господень. Иерусалим был спасен вмешательством сверхъестественной силы. Ср. Исх 12:12.
37:38 в доме. Смерть Сеннахирима в доме Нисроха, по мысли Исаии, противостоит жизни, обретенной Езекией в Доме Божием (ст. 1).
убили его мечом. Двадцать лет спустя после осады Иерусалима, в 681 г. до Р.Х., Сеннахирим принял смерть от рук собственных сыновей.
в землю Араратскую. В горные области Урарту.
Асардан. Исаия говорит об Асархаддоне, правившем Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.