должен сойти к вратам Шеола,
лишен я остатка дней моих!
ГОСПОДА4 на земле живых;
на людей уже не глядеть
и не быть мне среди обитателей этого мира.5
уносит его прочь,
словно ветер — шатер пастуха;
жизнь свою я свернул,
словно ткач — полотно,
и Он отрезает ее от станка;
день и ночь приближают мой конец.
но Он, как лев, мои кости крушит;
день и ночь приближают мой конец.
стенаю, как голубь;
устали глаза мои в небо смотреть —
горько мне, Владыка мой, заступись!
Что Он обещал, то и сотворил.
Смиренно буду доживать свою жизнь
из-за горести моей душевной.
тем же и моя душа жива —
вернул Ты мне и здоровье, и жизнь;
любовь Твоя от гибельной ямы избавила,
и все грехи мои Ты за спину Свою бросил.
не мертвые прославляют Тебя
и не те, кто в гроб нисходит,
уповают на верность7 Твою.
благодарит Тебя,
как ныне я Тебя благодарю;
и да поведают отцы сыновьям своим
о верности Твоей!
и до конца дней жизни нашей
звучать не перестанут песни наши
в Храме ГОСПОДНЕМ».
38:1−22 Болезнь Езекии.
38:1 В те дни. Описываемые события могли происходить как во время осады Иерусалима (701 г. до Р.Х.), так и после нее. По мнению некоторых толкователей, Езекия скончался в 686 г. до Р.Х., а его болезнь, о которой рассказывает пророк, относится к началу самостоятельного правления царя, а именно к 711 г. до Р.Х. (см. ком. 36:1).
сделай завещание... умрешь. Езекия готовит передачу царства преемнику (ср. 3Цар 2:1−9).
38:2 молился. Во второй молитве (ср. 37:14−20) царь говорит о своей верности Всевышнему.
38:3 вспомни... делал угодное. См. 33:14−16.
верно. См. 10:20.
заплакал... сильно. Езекии суждено было прожить еще пятнадцать лет (ст. 5). Когда же он умер, его преемнику, Манассии, было всего двенадцать лет (2Цар 20:21 — 21:1); таким образом, можно утверждать, что в момент описываемых событий у Езекии еще не было наследника.
38:7 знамение. См. ком. к 7:11, 14.
38:8 возвращу назад. Эти слова говорят о чудесной отсрочке смерти Езекии. по ступеням Ахазовым. Ахаз отказался поверить знамению Божию (см. ком. к 7:11).
38:10 дней моих... лет моих. В этих словах отразились страдания, причиняемые болезнью, и страх смерти, терзающий царя.
во врата преисподней. См. ком. к 5:14.
38:11 не увижу я Господа... человека. Смерть означает для Езекии его отторжение от «земли живущих», на которой обитают люди и Господь царит в Своем храме (ср. ст. 18:19−20 и ком.).
38:12 жилище мое снимается с места... Ты пошлешь мне кончину. Для того чтобы выразить мучительное чувство скоротечности жизни, Езекия прибегает ко множеству метафор, в которых Господь предстает как бы противником царя (ср. Пс 22; Пс 32:3−4).
38:14−15 тесно мне... горесть души моей. Вера Езекии тверда, и царь без колебаний предает себя в руки непостижимой для него воли Божией, каких бы мучений не стоила ему эта решимость.
38:16 исцелишь... жизнь. Исцеление от болезни полностью зависит от Бога.
38:17 от рва погибели. От могилы (ср. ст. 18).
грехи. Езекия сознает, что выздоровление и прощение грехов тесно связаны между собой (53:5; Пс 31:3−5; Пс 102:12; Мих 7:19; Мф 8:14−17; Лк 5:17−26).
38:19 отец возвестит детям. Рассказ о спасительных деяниях Божиих будет передаваться из поколения в поколение.
38:20 спасет меня... во все дни жизни нашей. Ср. Пс 6:9; Пс 22:22−24.
струн. Пение псалмов сопровождалось аккомпанементом струнных инструментов (ср. Пс 32:1−3; Пс 149).
в доме Господнем. В иерусалимском храме.
38:21 пласт смокв. Господь дарует людям исцеление, и всякое лечение действенно, если только оно согласно с Его волей (2Пар 16:12).