Исаия 44 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 А теперь послушай Меня,

Иаков, слуга Мой,
Израиль, избранник Мой!

2

Так говорит ГОСПОДЬ, сотворивший тебя,
созидавший тебя от чрева,
надежный Помощник твой:
«Не бойся, слуга Мой Иаков,
Ешурун,1 избранник Мой!

3

Я пролью воду на жаждущую пустыню,
потоками напою землю иссохшую,
Я изолью Дух Мой на потомство твое,
благословение — на твоих детей.

4

Будут они произрастать, как тростник среди вод,
словно ивы при водных потоках».

5

И скажет тогда один из них:
«Я ГОСПОДЕНЬ»,
а другой назовется именем Иакова,
третий на руке своей напишет,
что он ГОСПОДЕНЬ,
и станет имя Израиля носить.

6

Так говорит ГОСПОДЬ,
Избавитель и Царь Израиля,
ГОСПОДЬ Воинств:
«Я первый, Я и последний,
и нет Бога, кроме Меня.

7

Кто равен Мне?
Пусть отважится заявить об этом,
пусть расскажет он Мне,
как устроил Я Свой древний народ,2
или пусть поведает Мне о грядущем,
заранее о будущем объявит.

8

А вы не бойтесь и не страшитесь,
Я давно ведь вам возвестил, предсказал,3
вы сами Мне в том свидетели.
Есть ли Бог, кроме Меня?
Есть ли другая Скала? —
Не знаю такой!»

9 Все, кто идолов ваяет, — ничтожны, кумиры их любезные пользы им не приносят; и свидетели их4 не видят того и не знают, потому и ждет их позор.
10 Кто делает божка, идола отливает, — всё без толку, —
11 позор того ждет, и всех, кто с ним заодно. Те ремесленники, обыкновенные люди, пусть все они соберутся, встанут рядом, — они ужаснутся и разом позору преданы будут.
12 Кузнец из железа выкует топор, раскалив его на углях, молотком придаст ему форму, силы свои вложит в это дело, проголодается и устанет, от жажды изнеможет.
13 Резчик проведет линию, острием наметит очертания, вырежет резцом и обточит, придаст сделанному образ привлекательного человека, чтобы поместить его в святилище.5
14 Рубит он себе кедры, выбирает дубы и кипарисы, дает им вырасти в лесу или сажает сосну, чтобы вытянулась она под дождями.6
15 Что-то из этого дерева пойдет на обогрев человеку: возьмет он немного, чтобы развести огонь, согреться и хлеба испечь; а из остального сделает для себя божка и станет ему поклоняться, вытешет истукана и падет перед ним.
16 Половина дров уйдет на костер, на них он зажарит мясо. Когда же насытится, согреется он, скажет: «Ну вот, тепло мне теперь, смотрю на огонь и радуюсь ».
17 А из остатков дерева сделает себе бога, истукана, чтобы перед ним простираться, и падет пред ним с мольбою: «Спаси меня! Ты — бог мой!»
18 Не знают они ничего, не понимают, закрыты глаза их — не видят, а ум — не разумеет.
19 Такой никак не возьмет в толк, не поймет и не догадается спросить у себя: « Если из половины я развел костер, на углях испек хлеб, зажарил мясо и наелся, зачем же из остатка делать мерзость, к чему поклоняться деревяшке?»
20 Такой человек питается прахом, сбивает его с пути истинного обманувшееся сердце, не спасти ему себя, не скажет он: «То, что в руке у меня, — не обман ли?»
21

«Помни же об этом, Иаков,
Израиль, слуга Мой,
Я создал тебя, чтобы был ты Моим слугой,
Я тебя не забуду, Израиль!7

22

Я развеял, словно тучу, преступления твои,
рассеял, как туман, твои грехи,
так вернись же ко Мне — Я тебя искупил!»

23

Ликуйте, небеса, о том, что совершил ГОСПОДЬ!
Восклицайте радостно, земные долины,
отзовитесь восторгом, горы,
леса и деревья в них,
потому что ГОСПОДЬ искупил Иакова,
прославился Он в Израиле!

24

Так говорит ГОСПОДЬ,
искупивший тебя
и от чрева матери созидавший:
«Я — ГОСПОДЬ, Творец всего!
Я, никто иной, раскинул небеса
и распростер землю.

25

Я свожу на нет знамения лжепророков,
изобличаю глупость гадателей,
отправляю ни с чем мудрецов
и знание их превращаю в безумие.

26

Я исполняю слово слуги Моего,
свершаю сказанное вестниками его,
Я говорю, что Иерусалим будет вновь заселен,
а города Иудеи — отстроены,
и развалины — восстановлены.

27

Прикажу Я бездне моря — и она пересохнет,
повелю рекам — иссякнут они.

28

Пастырем Своим назову Я Кира,8
он исполнит волю Мою,
скажет об Иерусалиме: „Отстройте город!“,
о Храме: „Заложите его основания!“»

Новой Женевской Библии

44:1−5 Господь возвещает через Исаию обетования нового века.

44:1 А ныне. См. ком. к 42:14.

Иаков... Израиль. См. ком. к 41:8.

раб. Точнее: «слуга» (см. ком. к 20:3).

44:3 воды на жаждущее... потоки на иссохшее. Эти метафоры изображают чудесное обновление Израиля (43:19−21).

излию дух... на потомков. Данные слова продолжают тему обетовании 28:6; 29:23; 32:15 (см. ком. к 29:23; ср. Иоиль 2:28; Мк 1:8−10; Деян 2:38−39).

44:5 Один... иной. С наступлением нового века иудеи и язычники будут вместе исповедовать имя Господне (ср. Пс 86:6).

Иакова... Израиля. См. ком. к 41:8.

прозовется именем Израиля. Т.е. все будут народом Божиим.

44:6−20 Господь противополагает Себя языческим идолам.

44:6 Царь. См. ком. к 43:15.

Искупитель. См. ком. к 35:9; 41:14.

Господь Саваоф. См. ком. к 1:9.

первый... последний. См. ком. к 41:4.

нет Бога. См. ком. к 37:16.

44:10 Кто сделал бога..? Сам вопрос звучит парадоксально, поскольку Бога — Творца человека — никто «сделать» не может. Следовательно, то, что сделано человеком, не может быть «богом».

44:12 делает... трудится. Фигура идола может быть произведением искусства. Однако, будучи сделанной человеком, она несет неизгладимую печать своего земного происхождения («голоден... изнемогает») и лишена какой бы то ни было силы.

44:13 линию... образ человека. Как и кузнец (ст. 12), плотник не способен воссоздать образ Божий, лишь образ Его подобия — человека (ср. Втор 4:16; Рим 1:23).

44:15 топливом... делает бога. Разнообразные породы деревьев («кедры... ясень», ст. 14) служат человеку для разных целей. Ирония Исаии состоит в том, что в один ряд с будничными заботами («варит... греется», ст. 16−17) он помещает и поклонение деревянному идолу («ты бог мой», ст. 17).

44:19 Как и в ст. 9−18, пророк взывает к человеческому разуму, на наглядных примерах показывая абсурдность поклонения идолам, творцом которых являете сам человек. См. статью «Осознание человечеством своей вины перед Богом».

44:20 гоняется за пылью. Со временем идол рассыпается в прах, и вместе с ним гибнут все надежды человека.

обманутое сердце. Безрассудство и самообман приводят человека к гибели (Притч 7:22, 23).

в заблуждение. Вера в силу идола есть ничто иное, как пагубная иллюзия.

44:22 как туман... облако. Грехи, подобно туману, обволакивают душу человека, но во власти Господа устранить эту преграду между Ним и людьми. См. ком. к 43:25.

обратись. Господь призывает Израиль к раскаянию (Иер 31:28).

искупил. Господь, в отличие от языческих богов, есть истинный Искупитель (см. ком. к 41:14).

44:23 Торжествуйте... Восклицайте. Этой величественной хвалой завершаете рассматриваемый раздел книги пророка Исаии.

небеса... деревья. Все мироздание.

искупил Господь Иакова. См. ком. к 43:3.

прославится в Израиле. Народы иудейский и израильский снова сольются в единый народ Божий, поклоняющийся Богу Израилеву (после возвращения из плена в Израиле уже не будет места идолопоклонству).

44:24 — 45:25 Господь совершает Свой спасительный промысел в земной истории.

44:24−28 В этих стихах пророк говорит о повелении Господа относительно восстановления Иерусалима.

44:24 Так говорит Господь. См. ком. к 43:1.

Я Господь. Господь есть Бог Творец, Небесный Царь и Искупитель (см. ком. к 42:8).

небеса... землю. См. ком. к 42:5.

44:25 лжепророков. Букв.: «хвастунов» (Иер 50:36).

волшебников. Т.е. тех, кто занимался ворожбой и предсказаниями.

мудрецов. Речь идет о людях, которые являются мудрыми лишь в собственных глазах и которых Господь наказывает за самонадеянность (Притч 3:5).

прогоняет назад... глупостью. История знает множество примеров тому, как Господь ниспровергал земные знание и мудрость, в конечном счете оказывавшиеся предрассудками (ср. 17:1−14; 29:14; 47:10−15; 1Кор 1:20).

44:26 слово... изречение. Откровение промысла Божиего, данное людям через пророков.

раба. См. ком. к 20:3.

Иерусалиму... городам Иудиным. Эти слова относятся ко всем областям земли иудейской, опустошенной Вавилоном.

построены... восстановлю. Восстановление разоренного вавилонянами царства ознаменовало наступление нового века в истории спасения.

44:27 бездне... реки. О спасении Израиля рассказывается языком, весьма похожим на тот, каким описывается переход евреев через Чермное море (43:16, 19). Исполнением данного пророчества можно считать день, когда Кир осушил Евфрат, воды которого наполняли рвы, опоясывавшие Вавилон (45:2).

44:28 о Кире. См. ком. к 41:2. Персидский царь, в 536 г. до Р.Х. позволивший евреям возвратиться в Палестину.

пастырь Мой. Именуя царя пастырем (2Цар 5:2; Иер 3:15; Мих 5:4; ср. Иер 27:6), Господь дает понять, что своим правлением Кир исполняет Его волю.

Иерусалиму... храму. Иерусалимский храм был восстановлен по повелению Кира (Езд 1:2−4; Езд 6:3−5).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Возможно, праведный, т. е. Израиль в идеале, поэтическое обращение к Божьему народу (Втор 32:15; Втор 33:5,26).
7  [2] — Возможно, имеется в виду народ Божий.
8  [3] — Или: разве Я не возвестил вам это от начала и не предсказал вам?
9  [4] — Свидетели — те, кто выступает за идолопоклонство, они противоположны свидетелям Божьим.
13  [5] — Букв.: в доме, в знач. в капище.
14  [6] — Букв.: и дождь питает ее.
21  [7] — Друг. чтение: Израиль, не забудь меня.
28  [8] — Возможно, здесь предсказывается появление Кира Великого, персидского царя: он орудие Божье, посредством которого Бог осуществляет Свой промысел не только о еврейском народе, но и о народах, его окружающих.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.