помазаннику Своему Киру,
которого держит Он за руку,1
чтобы народы покорять ему,
обезоружить2 перед ним царей,
открывать врата,
которые впредь не будут затворяться:
«Я Сам пойду впереди тебя,
смирю гордых,3
разобью бронзовые ворота,
сокрушу железные запоры.
Я отдам тебе потаенные сокровища
и богатства, хранимые во тьме,
чтобы ты понял, что Я — ГОСПОДЬ,
Бог Израиля, и это Я зову тебя по имени.
Ради слуги Моего, Иакова,
ради избранника Моего, Израиля,
Я обращаюсь к тебе по имени,
не знающему Меня оказываю честь.
Я — ГОСПОДЬ, и другого нет,
нет Бога, кроме Меня.
Это Я облекаю тебя силой,4
хоть ты и не знаешь Меня.
Да знают люди от востока до запада,
что Я — ГОСПОДЬ
и нет Бога, кроме Меня.
Я созидаю свет и навожу тьму,
дарую мир и насылаю беду —
Я, ГОСПОДЬ, совершаю всё это.
Пусть правда ливнем низойдет,
дождем пусть обрушится;5
да расступится земля и явится спасение,
и праведность взойдет вместе с ним —
Я, ГОСПОДЬ, творю это».
Горе тому, кто препирается с Создателем,
черепок среди лежащих на земле черепков!
Спрашивает ли глина гончара:
«Что ты из меня сделаешь?»
Судит ли мастера изделие:
«Да ты же безрукий!»?6
Горе тому, кто скажет отцу:
«Зачем ты меня зачал?»
или матери:
«Зачем ты меня на свет родила?»
Так говорит ГОСПОДЬ,
Святой Бог Израиля, его Создатель:
«Вам ли спрашивать Меня
о будущем детей Моих,
учить,7 как обходиться Мне
с творением Моим?
Это Я создал землю
и сотворил на ней человека.
Моя рука небеса раскинула,
и Я повелеваю воинством их.
Кира Я ради правды воздвиг,
сделаю пути его прямыми;
и отстроит он город Мой,
и отпустит пленников Моих,
не за выкуп,8 не за плату», —
положил ГОСПОДЬ Воинств.
Так говорит ГОСПОДЬ:
«Египтяне с их прибылью,
кушиты с их торговлей
и савейцы, рослый народ, —
все они перейдут к тебе и твоими станут,
за тобой пойдут, побредут в оковах,
все поклонятся тебе и с мольбою скажут:
„Да, с тобою единый Бог, и другого нет,
нет никакого иного бога“».
Воистину, Ты — сокровенный Бог,
Бог Израиля и Спаситель его.
А те, кто творит истуканов,
постыдятся они и посрамятся,
позор — вот что их ждет.
Но Израиль будет спасен ГОСПОДОМ,
и спасение это пребудет вечно,
не постыдится он, не посрамится во веки веков.
Вот что говорит ГОСПОДЬ,
сотворивший небеса,
Бог, что землю создал,
устроил и утвердил ее
(не напрасно9 сотворил Он ее —
создал для жизни):
«Я — ГОСПОДЬ, и нет другого!
Не говорил Я тайно,
в месте укромном, темном
потомкам Иакова не внушал:
„Напрасно вам искать10 Меня“.
Я, ГОСПОДЬ, говорю правду,
возвещаю справедливость.
Соберитесь и приходите все сюда,
кто спасся из разных народов!
Неразумны те, кто носит деревянных истуканов,
молится богу, который спасать не может.
Посоветуйтесь меж собой
и оправдайтесь,
представьте доводы свои:
кто издревле об этом рассказал,
кто в прошлом о том возвестил?
Это Я — ГОСПОДЬ,
и, кроме Меня, иного бога нет —
нет иного Бога правды, Спасителя.
Обратитесь ко Мне, все пределы земли,
и вы будете спасены,
ибо Я — Бог, иного спасителя нет.
Клянусь Собою:
только правда исходит из уст Моих,11
слово Мое непреложно:
всяк преклонит предо Мною колени,
будет клясться Мною всякий народ.
Скажут обо Мне:
„Только у ГОСПОДА правда и сила,
а кто с Ним враждовал —
придут к Нему и будут выставлены на позор!“»
ГОСПОДЬ оправдает и прославит
всех потомков Израиля!
45:1−7 Господь воздвиг Кира против Вавилона, дабы тот исполнил Его спасительную волю.
45:1 Так говорит Господь. См. ком. к 43:1.
помазаннику. Этот исключительный по своему высочайшему достоинству эпитет, применяемый в данном стихе к чужеземному царю, обычно допускался лишь в отношении патриархов (Пс 104:15), пророков, первосвященников и царей Израиля и Иудеи, а также членов нового сообщества завета (Авв 3:13) и, в особенности, Мессии (Дан 9:25). Вне всяких сомнений, именование Кира помазанником потрясло современников Исаии (45:9−10).
правую руку... поясы. Кир правит не своей, но Божией властью (41:2; 48:14; ср. Пс 2:8−9; Пс 109:1). Держать кого-либо за правую руку — во всем помогать.
45:2 Я. В древнееврейском тексте на это местоимение приходится логическое ударение.
уровняю... сломаю. Ничто не будет препятствием для раба Божиего (ср. Пс 106:16).
двери. Исполнением этого пророчества можно считать день, когда Кир приблизился к воротам Вавилона и нашел их отворенными (44:27 и ком.).
45:3 сокровища... богатства. В 546 г. до Р.Х. Кир овладел баснословным богатством царя Лидии Креза.
Я Господь. См. ком. к 41:4.
по имени. Господь выпестовал Кира и знает его так же близко, как и прочих Своих чад (см. ком. к 43:1).
Бог Израилев. См. ком. к 37:16.
45:4 раба. См. ком. к 20:3.
почтил. Господь почтил Кира, назвав его Своим слугой и пастырем (44:28). См. ком. к 43:4.
ты не знал Меня. Кир продолжал оставаться язычником.
45:6 Я Господь. См. ком. к 41:4. Власть Божия простирается над творением и историей, над бедствием и благополучием, над судом и искуплением.
45:8 небеса... земля. Вселенная должна приготовиться к новому искупительному деянию Господа, которое пророк называет «правда» или «праведность» (1:21 и ком.) и «спасение» (12:2 и ком.; 26:17−18 и ком.).
45:9 Очевидно, этот стих относится к Израилю.
45:13 не за выкуп. Т.е. не из корысти, а по велению сердца.
45:14 Так говорит Господь. См. ком. к 43:1.
Египтян... Савейцы. См. ком. к 43:3.
повергнутся... будут умолять. Народы, ставшие свидетелями всесильного пребывания Бога со Своим народом (2:2−4; ср. Пс 67:32), с покорностью склонятся перед Ним.
45:15 Бог сокровенный. Господь сокрыт от людей в Своем гневе и чудесных деяниях (8:17; 54:8; 55:8−9), однако доступен им в откровении (48:5−8). Даже язычники исповедуют, что пути Божии неисследимы.
45:17 спасением вечным... во веки веков. Господь не похож на людей и идолов, которые не властны над будущим (ср. Евр 5:9).
45:18 так говорит Господь. См. ком. к 43:1.
не напрасно. Смысл этих слов в том, что Господь сотворил землю не пустой, а пригодной для жизни. Это же древнееврейское слово переведено как «пуста» в Быт 1:2, где говорится о первозданном хаосе в начале творения, и «напрасно» в ст. 19. Подобно тому как творение не ограничилось созданием пустой и голой земли, стремление людей узнать своего Бога не может оказаться бесплодным.
45:19 Не тайно... не в темном месте земли. Божественное откровение предназначено к тому, чтобы быть обнародованным. Знание воли Божией не является прерогативой избранных — пророков и мудрецов.
ищете Меня. Господь охотно и искренне идет навстречу тому, кто ищет Его (55:3).
45:21 возвестил это. Данные слова относятся к всеобъемлющему спасению человечества, которому содействовал и Кир, повелев отпустить евреев на родину (см. ком. к 40:1 — 55:13; 44:24 — 45:13).
45:23 Мною клянусь. Залогом исполнения обетовании Божиих является Его им (62:8; Быт 22:16; Исх 32:13; Евр 6:13−18). Обычно при клятве призывается в свидетели и гаранты имя человека, стоящего выше клянущегося в общественной иерархии. Над Господом нет никого, поэтому Он клянется Собой. слово. Т.е. обетование окончательного спасения, которое наступит после возмездия и суда (40:8; 55:10−11).
всякое колено... всякий язык. Данные слова формулируют конечную цель истории спасения (Рим 14:11; 1Кор 15:25; Флм 2:10−11).