Вавилона дочь, с высот своих! 1
Спустись на землю и в пыли сиди,
ведь твоего престола больше нет!
Не назовут уже тебя, халдеев дочь,
красавицей, изысканно одетой!
Берись за жернова — муку мели,
сбрось покрывало, подбери подол —
и через реки, голоногой, вброд иди.
Откроется всем нагота твоя,
и срам твой оголится.
Я отомщу — не воспротивится никто!»2
Святой Бог Израилев — Избавитель наш,
ГОСПОДЬ Воинств — имя Его.
«Сиди в безмолвии, во тьме сокройся, дочь халдеев,
владычицей царей тебя уже не назовут!
Прогневался Я на народ Мой,
удел Свой собственный Я разорил,
в руки твои предал виновных —
не была ты к ним милостива,
даже на старца налагала тяжкую ношу.
Говорила: „Владычество мое вечно“, —
и не задумывалась о том, что будет в конце,
об этом и не помышляла.
Слушай же теперь, изнеженная:
ты сидишь беззаботно,
говоришь себе самой:3
„Нет мне в мире подобной!
Никогда не останусь вдовою,
не узнаю, каково это — терять детей“.
Обе беды нагрянут к тебе разом, в один день —
вдовство и потеря детей —
сполна придется тебе их изведать,
сколь ни сильна ты в своем чародействе,
сколь ни владеешь ты волшебством.
Уповала ты на свое злодейство,
приговаривала: „Никто меня не видит“.
Сбило тебя с пути твое многознание,
сама себе говорила ты:
„Нет мне в мире подобной!“
Нагрянет беда — не помогут тебе чародейства;4
несчастье придет — не сможешь его отвратить,
погибель настигнет, неведомая прежде.
Так давай займись волхвованием
и всеми своими чародействами,
в которых ты с юности преуспевала,
глядишь, помогут они тебе,
может, кого и напугаешь?
Утомилась ты, собирая частые советы, —
так пусть теперь выступят звездочеты,
пусть спасут тебя предсказатели,
предрекающие твою судьбу по новой луне.
Но они, как солома, в огне сгорели,
не спасли даже самих себя от пламени,
не осталось от них ни углей, чтобы согреться,
ни огня, чтобы перед ним посидеть.
Вот что сталось с теми, с кем ты делила труды,
с кем вела дела от самой своей юности, —
разбрелись все в разные стороны,
и некому больше спасти тебя».
47:1−15 Пророчества, содержащиеся в данных стихах, относятся к гибели Вавилона, которому никогда не суждено обрести былое могущество.
47:1−4 Вавилон, прежде повелевавший народами, ныне лишится своей славы и будет служить своим недавним рабам. В свою очередь, народу Сиона суждено освободиться от рабства и утвердиться на престоле (52:1−2).
47:1 девица, дочь Вавилона. Персонифицированный образ Вавилона.
нежною и роскошною. Ср. Втор 28:56.
47:2−3 В художественных образах воссоздается картина падения и крайнего уничижения Вавилона.
47:4 Этот стих — восклицание самого Исаии, остальные же пророчества произносятся от имени Господа.
47:6 народ Мой. См. ком. к 40:1.
наследие Мое. Речь идет о людях, находящихся в уделе Божием (Иер 12:7; см. ком. к 19:24).
не оказала им милосердия... тяжкое иго. Жестокое обращение Вавилона с израильтянами (49:24−25; 51:13, 19; Плач 5:12, 14).
47:7 вечно буду госпожею. Богопротивная гордыня Вавилона происходит из неверия в реальность власти Божией над историей и в неотвратимость Его суда над совершающими зло (ст. 6). Существование Вавилона замкнуто на себе, и его жизнь проходит без почтения к Богу (ср. Откр 18:7).
47:8−9 В рассматриваемых стихах все определения стоят в женском роде, и, таким образом, относятся к «дочери Вавилона» (ст. 1:5).
47:8 я, — и другой подобной мне нет. В порыве бесстыдного самообожествлен и Вавилон посягает на имя Божие (45:5, 6, 18, 21, 22; 46:9).
потери детей. Потеря детей равнозначна потере надежды на будущее и предвещает Вавилону рабство и упадок.
47:9 внезапно, в один день. В мгновение ока Вавилон потеряет все, что имеет.
потеря детей и вдовство. Данная метафора, по мысли Исаии, подчеркивает зыбкость и уязвимость дальнейшей судьбы Вавилона.
в полной мере. Вавилон не сможет ни уклониться от Божественной кары, ни противостоять ей.
чародейств... волшебств. Эти слова относятся к широко распространенной в Вавилоне магии.
47:10 Мудрость... знание. Речь идет о религиозных, мистических и духовных традициях Вавилонского царства.
47:12 волшебствами... чародейств. См. ком. к ст. 9; 44:25.
47:13 советов... звездочеты. Принимая решения, правители Вавилона полагались на предзнаменования, которые определяли по расположению небесных тел (ср. Дан 2:10).
47:14 солома... от пламени. См. Откр 18:17. Все тайное знание вавилонских магов служило тому, чтобы уберечь царство от подобной, предсказанной пророками, участи, однако в конечном счете не смогло спасти даже их самих (Дан 2:10).