внимайте, далекие народы!
От самого рождения призвал меня2 ГОСПОДЬ,
еще во чреве матери мне имя дал.
Он острому мечу язык мой уподобил,
в тени руки Своей укрыл меня;
отточенной стрелой соделал,
хранил меня в Своем колчане;
сказал Он мне: «Израиль, ты Мой слуга,
и слава Моя явится в тебе».
А мне-то думалось,3 напрасно я изнурял себя,
растрачивая силы попусту, без пользы!
Но нет, ГОСПОДЬ — мой справедливый судия,
мой Бог вознаградит меня.
Теперь говорит ГОСПОДЬ,
от чрева матери меня взрастивший
как Своего слугу,
чтобы вернул я вновь к Нему Иакова,
и вновь собрался у Него Израиль.
В почете я у ГОСПОДА,
и сила моя — в Боге моем!
Он мне сказал: «Мало того,
что будешь ты Моим слугою,
который возродит племена Иакова
и вернет тех, кто уцелел в Израиле;
станешь ты еще и светочем другим народам,
чтобы по всей земле спасение Мое свершилось!»
Так говорит ГОСПОДЬ,
Избавитель Израиля, Святой Бог его,
обращается Он к тому, кого презирают,
кого хулят народы,
кто под пятой, в рабах у властелинов:4
« Тебя завидев, вставать будут и цари,
и до земли кланяться — князья,
потому что ГОСПОДОМ ты избран,
Тем, Кто неизменно верен,
Святым Богом Израилевым избран ты».
Так говорит ГОСПОДЬ:
«В благое время Я услышу тебя
и в день спасения помогу тебе,
сберегу тебя и впредь,
сделаю тебя заветом для народа,
чтобы восстановил ты страну
и вернул ей владенья разоренные;
чтобы узникам сказал: „Выходите!“,
сидящим во тьме: „Покажитесь!“
Вдоль дорог стада их пастись будут,
холмы все их пастбищем станут;
ни голодать не будут, ни жаждой томиться,
солнечный зной не поразит их более,
ибо Всемилостивый поведет их,
прямо к родникам направит.
В горах Моих путь их устрою,5
на высоте проложу дороги;
и придут сюда издалека —
кто с севера, кто с запада,
а иные из страны Синим».6
Ликуйте, небеса,
и ты, земля, возрадуйся!
Отзовитесь восторженно, горы, —
Сам ГОСПОДЬ Свой народ утешил,
страдальцев Своих помиловал.
А ведь Сион говорил:
«Оставил меня ГОСПОДЬ,
забыл обо мне Владыка».
«Забудет ли мать своего младенца,
разве не пожалеет чадо, ею рожденное?
Да если бы и она забыла,
Я тебя не забуду!
На ладонях Своих начертал Я имя твое,
стены города твоего всегда предо Мною.
Поспешат к тебе твои дети,7
и оставят тебя те, кто грабил тебя и разорял.
Поднимите глаза, оглядитесь —
вот они собрались, к тебе идут.
Клянусь Собой, — говорит ГОСПОДЬ, —
возложишь их всех на себя, как убранство,
украсишься ими, словно невеста».
Когда оставят тебя поработители твои,
развалины твои и пустоши
и вся страна твоя разоренная
не сможет вместить новых жителей.
И дети, рожденные в дни скорби твоей,8
скажут: «Тут мало нам места,
не помещаемся мы, потеснись!»
Ты удивишься, скажешь сама себе:
«Да от кого же они родились?
Была я бездетна, бесплодна,
в далеком изгнании пребывала —
кто же вырастил их?
Одинокою оставалась —
откуда ж они взялись?»
Так говорит Владыка ГОСПОДЬ:
«Подниму Я руку, и увидят народы,
знамя поставлю над племенами —
на руках понесут твоих сыновей
и на плечах — дочерей.
Цари будут воспитателями твоих детей,
а жены царские станут кормилицами.
Ниц падут пред тобою они,
слизывать пыль будут с ног твоих,
так узнаешь ты, что воистину Я — ГОСПОДЬ,
кто надеется на Меня, не посрамится».
Возможно ль отнять добычу у воина,
спасти побежденного из плена жестокого?9
«Да, — говорит ГОСПОДЬ, —
можно отнять добычу у воина
и вызволить пленников из жестокого плена —
Я войной пойду на тех, кто на тебя войной пойдет,
и избавлю детей твоих.
Угнетателей твоих Я заставлю
собственной плотью насыщаться,
и, как молодым вином,
своей же кровью они напьются допьяна;
и узнают смертные, что воистину Я — ГОСПОДЬ,
Спаситель твой и Избавитель,
могучий Бог Иакова».
49:1 — 55:13 Данные главы книги пророка Исаии посвящены Божественному промыслу о спасении.
49:1−7 Рассматриваемые стихи представляют собой вторую из четырех торжественных песен во славу Божественного Слуги (42:1−4; 49:1−7; 50:4−11; 52:13 — 53:12).
49:1 Слушайте... народы дальние. Эти слова обращены ко всему человечеству.
призвал... называл. Верный Слуга Божий назван именем «Израиль» (ст. 3), поскольку Ему надлежит совершить то, к чему Господь предназначал сынов Израиля.
от чрева, от утробы матери. Речь идет о предвечном призвании Сына Божиего. Ср. Быт 3:15; Иер 1:5; Гал 1:15.
49:2 уста. Оружие Слуги Божиего — молитва, и силой слова Божиего Он побеждает (40:8; 45:19; 55:10−11).
острый меч... стрелою изостренною. В этих метафорах отображается могущество слова Божиего (Еф 6:17; Евр 4:12; Откр 1:16; Откр 2:12, 16; Откр 19:15).
в колчане Своем хранил Меня. Господь оберегает Своего Слугу во время Его служения. О двояком смысле Божественного попечения см. 51:16.
49:3 раб. Букв.: «слуга». См. ком. к 20:3.
в Тебе Я прославлюсь. См. Ин 17:4.
49:4 напрасно Я трудился. Эти слова напоминают о том, что служение Божественного Слуги будет отвергнуто народом Израиля.
награда. Страдания Слуги не окажутся напрасными: «Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (53:10).
49:6 светом народов. Главным содержанием служения Слуги является весть о грядущем спасении (ср. Лк 2:32; Деян 13:47; Деян 26:23). В Нем исполняется завет Авраама (Быт 12:3; Быт 22:18) и народа Израиля (Исх 18:5−6). В наши дни Церковь, будучи Телом Христовым, продолжает Его служение (Мф 28:18−20; Деян 13:47; Деян 26:23; 1Пет 2:9−10).
49:7 Искупитель. См. ком. к 41:14.
презираемому... поносимому... рабу. Исаия передает дополнительные откровение о Личности Мессии. Именно таковым было социальное положение Иисуса Христа.
цари. Т.е. все народы мира.
49:8 время благоприятное. Время, предназначенное и определенное Богом для спасения; время благодати.
буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом. См. ком. к 42:6.
восстановить... возвратить. Первым в ряду этих деяний Божиих будет возвращение иудеев из плена.
49:9 Этот стих подразумевает весь мир, все человечество, находящееся во тьме бездуховности и разобщенности с Богом.
49:10 Милующий их будет вести. В этом стихе Исаия вспоминает о временах первого исхода (ср. 42:16; 48:21; Исх 15:13) и сообщает, что Бог Сам будет оберегать и вести избранных Своих ко спасению, к Сыну Своему — «источнику вод» (Ин 4:10, 14; Ин 7:37).
49:11 Господь уровняет пути, т.е. устранит все препятствия.
49:12 придут издалека... от севера и моря. Со всех концов земли.
из земли Синим. По мнению некоторых исследователей, речь здесь идет о древней Сиене, где во времена исхода из Египта образовалась колония иудеев (ср. Иез 29:10; Иез 30:6).
49:14 Сион. См. ком. к 1:8.
оставил... забыл. Эти слова относятся ко времени пленения (40:27; 54:7).
49:19 слишком тесны. Пророчества, содержащиеся в ст. 19−21, не ограничиваются возвращением иудеев в землю обетованную в царствование Кира и не только напоминают о городе, построенном Неемией (ср. Езд 2; Неем, гл. 13). В наши дни слова пророка исполняются в Церкви Божией, которая, по сути дела, и есть новый Израиль (ср. 54:1−3; Мих 7:11; Зах 2:4−5).
49:22 к народам. Эти слова обращены не только к народам, жившим во времена Кира, но и, в равной мере, ко всем последующим поколениям людей (см. ком. к ст. 19; ср. Рим 11:26).
49:23 цари. С наступлением нового века народы, прежде угнетавшие Израиль, вступив на путь спасения (Быт 12:3), будут служить Христу и новому Израилю — Его Церкви (см. ком. к ст. 7).
будут кланяться. Ср. 45:14.
49:24 у сильного. Сильные — надеющиеся на Господа.
49:25 Я буду состязаться... спасу. Господь защищает и спасает надеющегося на Него.
49:26 узнает. См. ком. к 52:6.
Искупитель. См. ком. к 35:9; 41:14.
Сильный Иаковлев. См. ком. к 1:24. В этом стихе Исаия говорит о спасительном заступничестве Бога за Свой народ.