Кому явилась сила Господня, руки Его мощь?
Взошел он перед Ним как росток,
как побег от корня из сухой земли,
неприметен он был, никакого величия в нем,
того, на что мы обратили бы внимание;
ничего такого, что привлекло бы нас.
Был презираем он, отвержен людьми —
страдалец, изведавший боль.
Отворачивали лица люди при виде его;
гнушались мы им, не ставя его ни во что.
Ведь он понес на себе все наши недуги,1
нашу боль он принял на себя;
а мы думали, что это Бог его разит,
что Им он унижен и уязвлен.
Но за грехи наши был он изранен,
истязуем был за пороки наши,
наказаньем тем, что он претерпел,
нам был дарован мир,
ранами его нам исцеленье2 дано!
Все мы разбрелись, как овцы,
каждый на свою свернул дорогу,
а ГОСПОДЬ на него возложил зло,
всеми нами содеянное.
В мучениях, истязуемый,
молчал он, как ягненок, ведомый на заклание,
как овца, что молчит, когда стригут ее,
так и он не произнес ни слова.
Судом неправедным он был осужден.3
Кто из народа его мог представить,
что не станет его на земле4 среди живых,
что за грехи народа моего казнен он будет?
Похоронен он был вместе с богатым,
могилу ему средь злодеев определили,
хоть не творил насилия он
и не знали лжи уста его.
Это было по воле ГОСПОДНЕЙ — сразили его,
смерти предали мучительной
как жертву искупительную;
но увидит он потомство, продлятся дни его,
и в нем исполнится воля ГОСПОДНЯ.
Страдания он претерпел,
но увидит свет и возрадуется;5
знанием своим Слуга Мой праведный
многих оправдает
и грехи их на себе понесет.6
Посему дам ему долю среди великих,
с сильными будет делить он добычу —
за то, что отдал он себя на смерть,
к злодеям был причислен,
понес на себе грехи многих,
за преступников заступился.
53:1−3 В этих стихах говорится о страданиях Божиего Слуги.
53:1 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ (Ин 12:38; Рим 10:16), ибо язычники, за небольшим исключением (52:15), так и остались в неверии.
слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52:15).
открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе.
53:2 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры.
ни вида, ни величия. См. Мф 21:1−11; Мф 27:29.
53:3 презрен и умален. См. 49:7; Пс 21:7; Плач 1:1−3; Плач 2:15−16.
53:4−6 Эти стихи раскрывают искупительный смысл страданий Божиего Раба.
53:4 немощи... болезни. Христос принес Себя в жертву за грехи человечества (ст. 5) и избавил людей от их мучительных последствий (ст. 6, 11, 12).
поражаем... Богом. Христос был поражен Богом за грехи людей.
наказуем и уничижен. Люди взирали на страдания Христа (ст. 3) как на заслуженное наказание, не сознавая, что Господь приносит Себя в жертву, чтобы искупить их (Мф 8:17; ср. Рим 4:25; 2Пет 2:24).
53:5 изъязвлен. См. Пс 21:17; 3ах. 12:10; Ин 19:34.
ранами Его мы исцелились. Эти слова представляют собой исповедание веры в искупительную силу страданий и смерти Божиего Слуги, в Чьей власти находите духовное и физическое преображение избранных (1Пет 2:24). Будучи исцелены духовно, святые умерли для греха, и отныне ничто не препятствует их служению праведности (Рим 6:6; 1Пет 2:24).
53:6 Все мы... всех нас. Несмотря на то, что Исаия говорит здесь об избранном остатке Израиля, Христос страдал и умер за «всех нас» именно потому, что «все мы» греховны, и, следовательно, каждый человек причастен к тайне Его крестных мук. См. статьи: «Первородный грех и всеобщая греховность»; «Предопределенное искупление».
блуждали... совратились. См. 1Пет 2:25.
возложил. Господь возложил на Своего Слугу грехи всего мира и принес Его в жертву за всех людей (Лев 16:21; 1Пет 2:24).
53:7 как овца... как агнец. Христос подобен Агнцу Божиему (Ин 1:29; 1Кор 5:7; Откр 5:6, 12; Откр 13:8) в Своем послушании воле Господа и в Своей молчаливой покорности (ср. Мф 26:63; Мф 27:12, 14; 1Пет 2:23) так же, как и в венце небесной славы (Откр 5:12; Откр 13:8).
53:8 От уз и суда. Это может указывать одновременно и на неправедный суд синедриона и на то, что умерев на кресте, Христос не предстал перед судом Божиим и не подвергся вечным узам смерти, а, как невинная и святая Жертва, воскрес из мертвых. См. статью «Искупление».
за преступления народа Моего. Как уверовавших из числа народа израильского, так и всех верующих, которые также являются народом Божиим.
53:9 гроб со злодеями... у богатого. Благочестивый Иосиф Аримафейский — богатый человек, который, будучи верным учеником Христа (Мф 27:57−60), употребил свое состояние на достойное погребение Учителя. Приблизившись к распятому Иисусу и увидев Его уже мертвым, воины не перебили у Него голеней (Ин 19:31−37), и сбылось сказанное в Писании.
не сделал греха, и не было лжи. См. 1Пет 2:22.
53:10 Господу угодно было. В словах этого пророчества открывается смысл служения и смерти Христа, совершившихся «по определенному совету и предведению Божию» (Деян 2:23).
жертву умилостивления. Подобная жертва приносится, дабы искупить злодеяние, совершенное против Бога (Лев 5:14 — 6:7; Лев 7:1−7; Лев 14:12; Лев 19:21).
потомство. Речь идет о духовном потомстве Сына Божиего, обретенном Им после смерти (ст. 8; Гал 3:26−29).
53:11 Праведник. См. Рим 5:19; статью «Оправдание и заслуги».
оправдает. См. ст. 4−6 и ком.
многих. См. ком. к ст. 8.
грехи... понесет. Исаия подчеркивает искупительный характер служения Слуги Божия (ст. 12).
53:12 Посему Я. Как могущественный Царь, Господь разделит славу победы со Своим торжествующим Рабом (41:8; 52:13).
великими... сильными. Посмертное торжество Слуги Божия контрастирует с унижениями, которые Он испытал накануне казни.
предал душу Свою на смерть. См. 53:4; Лк 22:37; Евр 9:28; Флп 2:7−8; 1Пет 2:24.
к злодеям. См. Мф 27:38; Лк 22:37; Лк 23:33.
ходатаем. Страдая на кресте, Христос молился за грешника (Лк 23:34; Евр 7:25).
Страдающий Слуга.