«Праведник умирает,
но никто о том не задумывается,
верный Богу уходит, но мало кто знает,
что так праведник ограждается от зла.
Мирен исход таких,
обретут покой на ложах своих
те, кто шел путем прямым.
Подойдите-ка сюда, дети чародеев,
потомство распутника и блудницы!
Над кем глумитесь?
Над кем насмехаетесь, раззевая рот?
Для чего высовываете язык?
От преступления вы родились,
в обмане зачаты были!
Похотью распаляетесь
под каждым „ священным “ дубом,
под каждым раскидистым деревом;
детей у ручьев закалываете,
в расщелинах скал приносите в жертву идолам.
Доля твоя — камни,
водой обкатанные на дне ручья,1
они-то и есть твой жребий:
им — твои возлияния,
им ты и бескровные жертвы приносишь.
Должен ли Я с этим смириться?2
Вот устроила ты ложе свое на высокой, крутой горе
и забралась туда, чтобы там приносить свои жертвы.
Даже в доме своем, за дверями3
понаставила ты идолов;4
а Меня — оставила.
Зато приготовила ты постель,
широко ее раскинула, забралась туда;
в союз вступила с теми,
кто на ложе мил тебе,
чьей наготой ты любовалась.5
Ходила с оливковым маслом к „царю“,6
собирала себе притирания всякие,
вестников своих далеко отправляла,
а сама в Шеол нисходила.7
Уставала ты в дальней дороге,
но не говорила: „Надежды нет“,
обретала новую силу8
и потому не знала устали.
Кого же ты испугалась,
чего так страшилась,
что говорила ложь,
Меня забыла, из сердца исторгла?
А Я молчал, долго молчал —
и Меня ты не боишься.
Покажу Я тебе эту праведность
и дела твои — но это уже не поможет!
Будешь звать на помощь,
но спасут ли тебя идолы, что ты собрала?
Всех их ветер разметает, дуновение легкое развеет.
А кто на Меня уповает, унаследует землю,
гору Мою святую во владение получит».
Услышите же призыв:
«Стройте, готовьте дорогу,
убирайте преграды с пути Моего народа!»
Ибо так говорит Высокий, Вознесенный,
Живущий вечно, Чье имя свято:
«Я живу на высоком и святом месте,
а также с теми, чей дух сокрушен и смирен.
Я даю жизнь смиренным,
оживляю дух сокрушенных.
Обвинение Мое — не навеки,
гнев Мой — не навсегда;
никто не устоит предо Мной,
никто из сотворенных Мной.9
Я гневался
и за корыстолюбие воздавал народу Своему,
во гневе Я скрывал Свое лицо;
а он опять предавался пороку,
побуждениям своим следуя.10
Видел Я его пути,
но Я исцелю его, поведу его и утешу,
и плачущим
о нем воздам
за сказанные ими слова».11
«Мир, мир дальним и ближним, —
говорит ГОСПОДЬ, — Я исцелю их!
А нечестивые — что волнующееся море,
не может оно успокоиться,
ил и грязь несут его воды».
«Нечестивым нет мира», —
говорит Бог мой.
57:3 сыновья. См. 1:4; Иез 16:3, 45.
чародейки. См. 2:6; Втор 18:10.
прелюбодея и блудницы. По-видимому, эти слова содержат намек на ханаанские обряды плодородия (ср. Иез 16:3, 45). Под блудом и прелюбодеянием в Писании часто подразумевается идолопоклонство — хождение вслед чужих богов.
57:5 под каждым ветвистым деревом. Ср. Втор 12:2; Иез 6:13; см. ком. к 1:29.
детей. Поклонение Молоху, божеству аммонитян, сопровождалось приношением в жертву детей (ст. 9; ср. 4Цар 23:10; Пс 105:37−38; Иер 7:31; Иез 20:28, 31; Мих 6:7).
57:6 доля... жребий. Народ завета забыл о Боге — своем уделе и жребии (Втор 4:19, 20; Втор 9:26; Пс 15:5; Пс 141:5; Иер 10:16) — и променял завет с Ним на поклонение идолам.
57:7 На высокой и выдающейся горе... ложе. Речь идет о бесстыдной практике язычников, поклонявшихся своим богам в святых местах (Ос 4:13).
57:9 посылала... унижалась. Исаия говорит об особом рвении к прославлению языческих божеств.
до преисподней. Букв.: «до могилы». Возможно, это слово является гиперболой, призванной выразить глубину падения израильского народа. Вместе с тем, речь может идти и об общении с умершими.
57:10 находила живость. Они находили суррогат истинной жизни в аморальности и идолопоклонстве: и то, и другое, на самом деле вело к смерти.
57:11 испугалась... перестала помнить. См. 51:12−13.
Я молчал. См. 42:14; 2Пет 3:9.
57:12 правду. См. 58:2−3; 64:6.
57:13 наследует землю. См. Мф 5:5.
владеть святою горою. Эти слова означают заключение нерушимого союза с Богом (33:16).
57:14 преграду. Т.е. идолопоклонничество и распущенность (ст. 3−13).
народа Моего. См. ком. к 40:1.
57:15 Высокий и Превознесенный. Т.е. Бог.
Святый. См. ком. к 4:3.
на высоте... во святилище. Господь царит над всем Своим творением.
с сокрушенными и смиренными духом. Т.е. с теми, кто встречает Божий суд с покорностью и раскаянием (Пс 33:18; Пс 50:18; 1Пет 5:6). Господь всегда с теми, кто со смирением приходит к Нему (Мих 6:8).
57:16 не вечно буду Я вести тяжбу. Безграничная милость Божия дарует людям спасение (54:9; 57:18−19; Быт 8:21−22; Пс 129:4−5).
57:18 исцелю... утешать. Здесь Господь предстает как Утешитель (12:1 и ком.; 40:1 и ком.), Исцелитель (30:26 и ком.) и Наставник (49:10 и ком.).
57:19 дальнему и ближнему. Т.е. каждому человеку (Деян 2:39; Еф 2:13, 17; ком. к 33:13; 56:8).
57:20 нечестивые. Те, о ком говорится в 56:10−12.