«Свят, свят, свят ГОСПОДЬ Воинств,
вся земля исполнена славы Его!»3
„Вслушивайтесь — но не поймете!
Вглядывайтесь — но не увидите!8
Пусть очерствеет9 сердце этого народа,
уши оглохнут, смежатся веки —
чтобы ничего не смогли увидеть глазами,
услышать ушами,
познать сердцем,10
покаяться11 и получить исцеление“».
Он ответил: «Не прежде, чем города совсем опустеют
и в домах не останется живых,
не раньше, чем земля обратится в пустыню, —
изгонит ГОСПОДЬ всех живущих,
и произойдет великое опустошение в стране.
Если останется хоть десятая часть,
то и ее снова ждет пламя.12
Но как от срубленного теревинфа13 или дуба
остается хотя бы пень непогибший,
так и у них останется святое семя их ».
6:1 Озии. Царь, скончавшийся в 740 г. до Р.Х.; был поражен проказой (2Пар 26:16−21).
Господа. Адонай — Властелин. Бог открылся Исаии как Великий Царь.
на престоле. Престол Господа в Его земном храме неотделим от Его престола в храме небесном.
края риз Его. Края риз Господа наполняли храм, не позволяя Исаии увидеть великолепие Бога во всей полноте.
храм. Евр: «хекал» — «дворец». Исаия говорит о небесном храме Господа. Ср. Пс 10:4.
6:2 Серафимы. Древнееврейское слово, означает «огненные», «сжигающие» (Чис 21:6).
закрывал каждый лице свое. Сами огненные, серафимы закрывали лица свои, не смея взирать на Господа во всей Его славе.
закрывал ноги свои. Будучи всего лишь творениями, они полны смирения и самоуничижения в присутствии своего Творца.
6:3 Свят, Свят, Свят. Ср. Откр 4:8. Христианские экзегеты видят в троекратном повторении этого слова указание на Святую Троицу, еврейские толкователи — провозглашение Божией святости на небе, на земле и в веке грядущем.
Господь Саваоф. См. ком. к 1:9.
вся земля. В этих словах раскрывается вселенский смысл видения пророка. Об этом же говорит и апостол Павел: «...невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). Исаия же видит и «невидимое».
6:4 поколебались. Храм поколебался, подобно горе Синай, когда на нее сошел Господь Бог (ср. Исх 19:18).
6:5 горе мне! Исаия, подобно Петру (Лк 5:8), устрашен близостью Господа.
Господа Саваофа. См. ком. к 1:9.
6:6 с жертвенника. Для приближения к Богу необходимо очищение. Жертвенник символизирует очищение кровью, а огонь — очищение Духом. Кровь Христа и служение Святого Духа позволяют сегодня всем верующим свидетельствовать о Господе (Деян 1:8; Деян 2:11, 17−18).
6:7 уст моих. Очищение освящает уста пророка, делая их способными изрекать слова Господа (Иер 1:9).
6:8 кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия присутствует на совете Господнем, где решается его призвание.
6:9−10 Служение Исаии парадоксально, поскольку именно таково возвещаемое им слово Божие (Мф 13:13−15; Рим 11:7−10:25). Пророческое слово скрывает путь Господень от религиозных и светских вождей (29:9−12) и открывает его смиренным и кротким (29:18; 35:5; 42:7, 16, 18, 19; 43:8).
6:13 десятая часть. Опустошение, вызванное ассирийским и вавилонским нашествиями, приведет к очищению остатка Израиля («десятой части»).
святое семя будет корнем. Те из остатка народа, которые укоренены в вере, переживут все невзгоды и дадут новую поросль.