Исаия 6 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В год смерти Озии-царя1 увидел я Владыку Господа: Он восседал на высоком, вознесенном престоле, и края риз Его стелились по всему Храму.
2 Над престолом Его парили серафимы2 шестикрылые: двумя крыльями они прикрывали лица, двумя — ноги, а два крыла раскрывались в полете.
3 Восклицая, они вторили друг другу:

«Свят, свят, свят ГОСПОДЬ Воинств,
вся земля исполнена славы Его!»3

4 От звуков этих сотряслись врата,4 и Храм наполнился дымом.
5 Тогда вскричал я в испуге: «Горе мне, погиб я5 — сам я человек с устами, оскверненными грехом, и живу с такими же людьми, а глаза мои видели Царя, ГОСПОДА Воинств!»
6 Тогда один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь с жертвенника.
7 Он коснулся им уст моих и сказал: «Теперь, когда коснулось это уст твоих, вина твоя удалена и грех твой прощен».
8 И я услышал, как Владыка Господь вопрошал: «Кого Мне направить к народу Своему? Кто будет вестником Нашим?»6 Я отозвался: «Я готов пойти — отправь меня!»
9 Господь7 ответил: «Иди и скажи этому народу:

„Вслушивайтесь — но не поймете!
Вглядывайтесь — но не увидите!8

10

Пусть очерствеет9 сердце этого народа,
уши оглохнут, смежатся веки —
чтобы ничего не смогли увидеть глазами,
услышать ушами,
познать сердцем,10
покаяться11 и получить исцеление“».

11 И спросил я: «Владыка, как долго это будет? »
Он ответил: «Не прежде, чем города совсем опустеют

и в домах не останется живых,
не раньше, чем земля обратится в пустыню, —

12

изгонит ГОСПОДЬ всех живущих,
и произойдет великое опустошение в стране.

13

Если останется хоть десятая часть,
то и ее снова ждет пламя.12
Но как от срубленного теревинфа13 или дуба
остается хотя бы пень непогибший,
так и у них останется святое семя их ».

Новой Женевской Библии

6:1 Озии. Царь, скончавшийся в 740 г. до Р.Х.; был поражен проказой (2Пар 26:16−21).

Господа. Адонай — Властелин. Бог открылся Исаии как Великий Царь.

на престоле. Престол Господа в Его земном храме неотделим от Его престола в храме небесном.

края риз Его. Края риз Господа наполняли храм, не позволяя Исаии увидеть великолепие Бога во всей полноте.

храм. Евр: «хекал» — «дворец». Исаия говорит о небесном храме Господа. Ср. Пс 10:4.

6:2 Серафимы. Древнееврейское слово, означает «огненные», «сжигающие» (Чис 21:6).

закрывал каждый лице свое. Сами огненные, серафимы закрывали лица свои, не смея взирать на Господа во всей Его славе.

закрывал ноги свои. Будучи всего лишь творениями, они полны смирения и самоуничижения в присутствии своего Творца.

6:3 Свят, Свят, Свят. Ср. Откр 4:8. Христианские экзегеты видят в троекратном повторении этого слова указание на Святую Троицу, еврейские толкователи — провозглашение Божией святости на небе, на земле и в веке грядущем.

Господь Саваоф. См. ком. к 1:9.

вся земля. В этих словах раскрывается вселенский смысл видения пророка. Об этом же говорит и апостол Павел: «...невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). Исаия же видит и «невидимое».

6:4 поколебались. Храм поколебался, подобно горе Синай, когда на нее сошел Господь Бог (ср. Исх 19:18).

6:5 горе мне! Исаия, подобно Петру (Лк 5:8), устрашен близостью Господа.

Господа Саваофа. См. ком. к 1:9.

6:6 с жертвенника. Для приближения к Богу необходимо очищение. Жертвенник символизирует очищение кровью, а огонь — очищение Духом. Кровь Христа и служение Святого Духа позволяют сегодня всем верующим свидетельствовать о Господе (Деян 1:8; Деян 2:11, 17−18).

6:7 уст моих. Очищение освящает уста пророка, делая их способными изрекать слова Господа (Иер 1:9).

6:8 кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия присутствует на совете Господнем, где решается его призвание.

6:9−10 Служение Исаии парадоксально, поскольку именно таково возвещаемое им слово Божие (Мф 13:13−15; Рим 11:7−10:25). Пророческое слово скрывает путь Господень от религиозных и светских вождей (29:9−12) и открывает его смиренным и кротким (29:18; 35:5; 42:7, 16, 18, 19; 43:8).

6:13 десятая часть. Опустошение, вызванное ассирийским и вавилонским нашествиями, приведет к очищению остатка Израиля («десятой части»).

святое семя будет корнем. Те из остатка народа, которые укоренены в вере, переживут все невзгоды и дадут новую поросль.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В 739 / 740 г. до Р. Х.
2  [2] — «Серафим» — мн. ч. от евр. сараф — палящий, огненный. В других местах ВЗ это слово относится к ядовитым (огненным — серафим) змеям (Чис 21:6; Втор 8:15). Возможно, они названы там «жгущими» из-за их ядовитых укусов, которые вызывали у жертвы жар. Также может быть, что существа, которых видел Исайя, походили на змей своим стремительным передвижением. Дважды в этой книге серафимы описываются как летающие (14:29; 30:6).
3  [3] — Так в древн. пер., масоретский текст: Его слава(это то, что) наполняет землю; или: полнота земли — Его слава.
4  [4] — Букв.: косяки ворот.
5  [5] — Или: я должен онеметь.
8  [6] — В вопросе, заданном Богом, слово «Нашим» может указывать на участников Небесного Совета, и в Священном Писании можно встретить изображение Бога в окружении небесных существ, хотя христианские толкователи видят в этом высказывании предвосхищение учения о Троице. См. также Быт 1:26; Быт 11:7.
9  [7] — Букв.: Он.
9  [8] — Или (ближе к букв.): напрягайте слух — но не распознавайте! Смотрите, смотрите — но не понимайте! Гордость и противление Богу приведут к последствиям, прямо противоположным Божественному замыслу, — услышанная истина будет так или иначе превратно истолкована. Ср. Иез 2:1 — 3:9.
10  [9] — Букв.: сделай жестким / жирным, в знач. невосприимчивым.
10  [10] — Здесь сердце в знач. разум.
10  [11] — Букв.: возвратиться / повернуть.
13  [12] — Или: опять опустошение.
13  [13] — Теревинф — дерево из семейства фисташковых, что растет в Палестине, Сирии, Аравии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.