Исаия 61 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Дух Владыки ГОСПОДА на мне,

потому что ГОСПОДЬ избрал1 меня
нести благую весть угнетенным,
отправил меня врачевать израненные души,
пленникам возвещать избавление
и узникам — освобождение от оков;

2

возвестить, что настало время,2
когда исполнится благая воля ГОСПОДА,
и близок уже день воздаяния нашего Бога,
когда утешены будут все скорбящие;

3

избрал Господь меня дать плачущим на Сионе
вместо пепла — венец,3
вместо плача — елей радости,
вместо унылого духа — хвалы облачение.
Будут они в правде стоять крепко,
как дубы могучие, 4
которые насадил ГОСПОДЬ к славе Своей.

4

Отстроят они город на месте древних руин,
разберут развалины прежних лет,
восстановят заброшенные города,
опустевшие много поколений назад.

5

Чужеземцы будут пасти стада ваши,
их сыновья5 — возделывать ваши виноградники и поля.

6

А вас станут звать священниками ГОСПОДА,
служителями Бога нашего вас назовут;
достанутся вам богатства других народов,
и слава их перейдет к вам.

7

Вдвойне воздастся вам за былое унижение,
бесчестие, испытанное вами, отрадою обернется;
вдвое большим будет надел ваш в родной стране,
и радость ваша6 будет неизбывной.

8

«Я, ГОСПОДЬ, люблю справедливость
и ненавижу грабеж и нечестие,
потому Я воздам им по истине7
и заключу с ними Союз8 вечный.

9

Будет известен их род другим народам,
знаменито будет потомство их среди племен;
и кто взглянет на них, признает,
что ГОСПОДЬ благословил этот народ».

10

О ГОСПОДЕ буду радоваться я неизменно,
всё мое существо о Боге ликует;
облачил Он меня в ризы спасения,
праведностью укрыл, как плащом,
и венец, как на жениха, возложил,
нарядил и украсил, как невесту.

11

Как земля дает силу побегам произрастать,
и сад рост дает посеянному в нем,
так явит Владыка ГОСПОДЬ праведность9 Свою,
и хвалу вознесут Ему перед всеми народами.

Новой Женевской Библии

61:1−11 Пророк возвещает начало «благоприятного лета Господнего».

61:1 помазал. Исполнением рассматриваемого пророчества стало служение Иисуса Христа (Лк 4:17−21). Вполне возможно, речь в данном стихе идет о самом Исаии (ср. 62:1), однако следует помнить, что пророк был лишь прообразом истинного Слуги — Иисуса Христа, о Котором говорится в 42:1; 49:1; 50:4; 52:13. Именно Он обращается к Богу как к Господину (ст. 1; 50:4), получает дары Духа Святого (ст. 1; 42:1), приносит людям исцеление и свободу (ст. 1−3; 42:7; 49:9; 50:4; 53:4), провозглашает наступление «лета Господнего» (ст. 2; 49:8) и заключение вечного завета (ст. 8; 42:6; 49:8). В древнем Израиле обряд помазания совершался лишь над царями и священниками (45:1).

нищим. Т.е. людям, у которых не осталось иной надежды, кроме Бога.

проповедывать... освобождение. В юбилейный год в Израиле освобождали всех узников (Лев 25:10).

узникам. В Септуагинте (греческом переводе ВЗ) это слово переводится как «слепым», и на этом переводе основывается евангелист Лука (4:18).

61:2 лето Господне благоприятное. Время, благодатное для покаяния и обращения к Господу. Весть о лете Господней милости есть главное содержание проповеди Исаии, а впоследствии и главная цель служения Христа (Мф 11:5; Лк 4:18; Лк 7:22; Деян 10:38; Деян 26:18).

день мщения. Как передает евангелист Лука, Иисус прочитал пророчество Исаии до этих слов и закрыл книгу (Лк 4:18). День мщения, о котором говорит пророк, относится к Его Второму пришествию (1Фес 1:7−10).

Бога нашего. См. ком. к 25:9.

утешить. См. ком. к 12:1; 40:1; ср. Мф 5:4.

61:3 елей радости. Имеется в виду обычай, по которому хозяин помазывает елеем голову гостя (Пс 22:5; 42:7; Лк 7:46).

61:4 Слова этого стиха относятся и к иудеям (58:12), и к язычникам (60:10).

61:6 священниками... служителями. И иудеи, и язычники получат преимущества священнослужителей (66:21; ср. 1Пет 2:5, 9; Откр 1:6; Откр 5:10).

Бога нашего. См. ком. к 25:9.

достоянием народов. См. ком. к 60:5.

61:7 посрамление... поношение. Невзгоды, перенесенные в изгнании.

вдвое. См. 40:2 и ком.

61:8 завет вечный. См. ком. к 42:6; 55:3.

61:9 семя их. См. ком. к 59:21. Поколения, в которых будет проповедана Благая Весть.

благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41:8; 51:2; Быт 12:3).

61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3.

облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47:2; 52:1; 59:17).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: помазал.
2  [2] — Букв.: год.
3  [3] — Букв.: головную повязку / тюрбан.
3  [4] — Букв.: чтобы называли их дубами правды.
5  [5] — Так в Вульгате. В масоретском тексте: чужестранцы.
7  [6] — Букв.: у них — обычное для древнего текста изменение лица.
8  [7] — Или: в верности Своей.
8  [8] — Или: Завет.
11  [9] — Или: избавление.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.