Исаия 63 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Кто это идет из Эдома,

из Боцры1 — в багряном одеянии,
прекрасно Его облаченье,
шествует Он в величии и силе Своей?
«Я Тот, Кто судит2 справедливо!
Я Тот, Кто силен спасать!»

2

«Отчего ж облаченье Твое багряно,
почему одежды Твои,
как у давильщика винограда?»

3

«Я один давил виноград, топтал его в давильне
и никого из народов со Мною не было;
Я давил их во гневе,
в ярости топтал —
и забрызгала кровь3 одежду Мою,
запятнала облаченье Мое.

4

День воздаяния был уготован Мною,4
вот и наступил год возмездия!5

5

Я огляделся, но рядом помощника не было,
с изумлением увидел, что не на кого опереться.
Тогда Я Сам, Своей рукой одержал победу,
и гнев Мой был Мне подмогой.

6

Попирал Я народы во гневе,
сокрушал6 их в ярости,
кровь их на землю проливал!»

7

Вспоминаю я о неизменной любви7 ГОСПОДА,
славлю Его за то, что печется о нас:
как благ Он к роду израильскому,
как сострадателен Он к ним,
сколь велика верность Его!

8

Своим народом назвал Он их,
детьми, которые не будут обманывать.
Спасителем стал Он для них.

9

Если горе у них — и Ему горько,
посылает к ним Ангела, исходящего от Него,8
и спасает их.
Из любви и милости Своей их избавлял,
издревле брал Он их на руки и нес.

10

Но они послушанье отвергли,
оскорбили святой дух Его;
потому стал Он для них неприятелем,
Сам с ними воевал.

11

Тогда вспомнил Его народ
дни древние, Моисеевы:9
где же Тот, Кто из моря их вывел,
пастыря вывел вместе с паствой его?
Где ныне Тот,
Кто вселил в них дух Свой святой?

12

Кто же Моисея за руку вел,
всей мощью Своею поддерживал,
воды пред ними разделил,
навеки прославив имя Свое?

13

Кто провел их через бездну,
словно коня по степи?
Потому не споткнулись они,

14

словно стадо, что идет по долине.
Это дух ГОСПОДЕНЬ давал им покой.
Да, так и вел Ты Свой народ,
возвеличивая имя Свое.

15

Взгляни с небес, посмотри
из обители славы Своей святой.
Где же ревность Твоя о народе,
где могущество Твое?
Не скрывай милосердия Твоего и сострадания.10

16

Ведь только Ты — наш Отец,
хотя Аврааму неведомы мы,
и за своих не признаёт нас Иаков.11
Только Ты, ГОСПОДИ, — Отец наш,
от века имя Тебе — Избавитель.

17

Для чего же, ГОСПОДИ,
позволил нам сойти с путей Твоих
и ожесточиться даже, так что благоговеть
перед Тобой мы перестали?
Вернись ради Своих слуг,
ради племен удела Твоего!

18

Недолго владел этой святыней Твой народ,
попирают враги Святилище Твое.

19

И давно уже длится это —
будто нами Ты никогда и не правил,
будто имя Твое мы никогда не носили!

Новой Женевской Библии

63:1 Кто это идет..? Идущий несет спасение Своему народу (62:11).

от Едома. Едомитяне выступают в ВЗ как воплощение нечестивого и надменного народа (21:11−12; 25:10 и ком.; 34:1−17; Пс 136:7; Ам 1:6, 11−12; Авд 14:15; Иер 49:7−22; Плач 4:21−22; Иез 25:2−14; Иоиль 3:19; Мал 1:2−5).

от Восора. См. ком. к 34:6.

63:2 См. Откр 19:15.

63:3 топтал точило... запятнал. Развернутая метафора Дня Господнего (Плач 1:15; Иоиль 3:13; Откр 14:17−20; Откр 19:15).

63:4 день мщения. В день мщения гнев Божий обрушится на головы нечестивых (49:8; 59:17−18; 61:2).

год Моих искупленных настал. Эти слова ассоциируются с предписаниями закона Моисеева, регламентирующими обращение с рабами (Лев 25). Искупление является сквозной темой книги пророка, однако подробнее всего Исаия говорит о нем в 61:1 — 63:6.

настал. Силою веры будущее исполняется в настоящем.

63:7 — 64:12 Исаия молит Бога даровать людям спасение.

63:7 Воспомяну. Исаия приступает к повествованию о прошлых деяниях Божиих (Пс 50:15, 17; Пс 88:2; Пс 144:7).

славу Господню. Т.е. достойные хвалы деяния Божии (см. 60:6; Пс 76; 77; 134; 135).

все, что Господь даровал. См. Пс 12:6; Пс 15:7.

великую благость. См. Пс 22:6.

63:8 народ Мой. См. ком. к 40:1.

дети... не солгут. См. Исх 4:22; Втор 14:1.

Спасителем. Искупителем (см. ком. к 35:9).

63:9 скорби. Исаия подразумевает невзгоды, перенесенные иудеями в Египте (Исх 2:25).

Ангел лица Его. См. Исх 14:19; Исх 23:20, 23.

носил. Ср. Исх 19:4; Втор 1:31; Втор 32:10−12.

63:10 они возмутились и огорчили Святаго Духа. Противодействие людей слову Божиему надолго, но не навсегда, омрачило Его Дух (ср. Пс 105:33; ср. Деян 7:51; Еф 4:30).

63:11 древние дни. Речь идет о временах исхода народа Божиего из Египта и сорокалетнего странствования его по Аравийской пустыне.

из моря. Имеется в виду Чермное море (Исх 14:21 — 15:21).

с пастырем овец Своих. Этим пастырем был Моисей; сегодня наш Пастырь — Иисус Христос (Евр 13:20).

Святаго Духа Своего. Аллюзия к Чис 11:17, 25.

63:12 величественною мышцею. См. Исх 15:6 (51:9).

разделил. См. Исх 14:16, 21; Пс 76:17.

63:13 бездны. См. Исх 15:5, 8; Пс 105:9.

63:16 Отец наш. Господь всегда был Отцом Своему народу (64:8; Втор 32:6; Иер 3:4, 19), который Он Сам избрал (Исх 4:22−23; ср. Ин 8:41).

Авраам. См. 51:2.

Искупитель. Искупление всецело находится в руках Божиих (ст. 8; см. ком. к 35:9).

63:17 попустил нам совратиться... ожесточиться. Господь обрекает на скитания тех, кто отвергает Его. Исторически подразумевается то «ожесточение» Израиля, от которого предостерегали его пророки (6:10) и в котором упрекали апостолы (Рим 1:20−24; 2Фес 2:10−12).

63:18 святыни. Т.е. иерусалимского храма.

враги. Вавилоняне (см. Пс 73:4−9).

63:19 именовалось имя Твое. В данном случае произнесение имени Божиего означает Его владычество (Втор 28:10; Иер 14:9).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эдом — государство с юга от Иерусалима, здесь выступает как символ всех пренебрегающих Богом народов, Боцра — столица Эдома; ср. 34:6.
1  [2] — Букв.: говорит.
3  [3] — В оригинале здесь и в ст. 6 двусмысленность: слово нецах означает как «кровь», так и «сок винограда».
4  [4] — Букв.: в сердце Моем.
4  [5] — Друг. возм. пер.: искупления. Слово «гоэль» (родственник-искупитель) обозначает лицо, защищающее интересы своей семьи (в широком смысле), выкупая проданную за долги ее собственность. Но это лицо ответственно не только за финансовые вопросы, в его обязанности входило отмщение за пролитую кровь члена семьи (см. Чис 35:19−27; Втор 19:6−12). Именно в этом смысле Господь может быть изображен здесь в данном контексте.
6  [6] — Так по друг. чтению; букв.: поил допьяна.
7  [7] — Или: верности / милости.
9  [8] — Букв.: Ангела лица Его. Друг. возм. пер. по LXX: …и Он стал Избавителем их от всех бед их. Но не вестник или ангел, а Сам Господь даровал им спасение.
11  [9] — Или: (дни) Моисея, слуги Его.
15  [10] — Или: отчего не проявишь их ко мне?
16  [11] — Букв.: Израиль.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.