Исаия 9 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В прошлом Господь унизил земли Завулона и Неффалима, но в будущем1 Он возвеличит приморский путь, и Заиорданье, и страну племен Галилею.
2

Народ, живущий2 во тьме,
увидел свет великий —
свет воссиял для тех,
кто ныне обитает в стране мрака.3

3

Ты приумножил народ сей, Господи,
и дал им великую радость,4
и радуются они перед Тобой,
как радуются окончанию жатвы
или при разделе добычи ликуют,

4

ибо Ты избавил их от тягостного ярма
и от бремени, что на плечи их давило,
и сломал жезл угнетателя их,
как во дни победы над Мидьяном.5

5

И всю обувь воинов, в походах сношенную,
каждый плащ, обагренный кровью,
сожжению предадут,
бросят в пищу огню.

6

Ибо для нас родилось дитя,6
сын нам дарован обетованный,
на плечи коего владычество ляжет.
И нарекут ему имя:
Чудный Советник, Могучий Бог,
Вечный Отец, Правитель, созидающий мир.

7

Его владычество возрастать будет,
и мирному царствию не будет конца
на престоле Давида.
Он укрепит и утвердит его
справедливостью и праведностью,
отныне и вовеки!
Безраздельной любовью к народу Своему7
ГОСПОДЬ Воинств свершит это.

8

Изрек ГОСПОДЬ Слово Свое против Иакова,
достигло оно Израиля,

9

знал об этом весь народ Ефрема
и все обитатели Самарии.
Но они говорили надменно, кичливо:

10

«Обрушились кирпичи, а мы заново отстроим из камня,
срублены смоковницы, а мы кедрами их заменим!»

11

Но ГОСПОДЬ укрепит врагов Рецина,8
недругов на него поднимет:

12

сирийцы с востока, филистимляне с запада
пожирают его, разевая пасть свою;
но на этом Божий гнев не иссякает,
рука Его всё еще простерта.

13

Народ же не повернется
к Тому, Кто поразил его,
не обратится к ГОСПОДУ Воинств.

14

Потому отсечет ГОСПОДЬ у Израиля голову его и хвост,
срубит и пальмовую ветвь, и тростник — в одночасье;

15

старцы и знать — вот голова,
пророки-лжеучители — вот хвост.

16

Вожди сбивают народ с пути,
и блуждает он, ведомый ими;

17

Владыка Господь недоволен юношами их,
не пожалеет Он сирот и вдов —
все они Его отвергли и зло творят,9
в устах их — сквернословие;10
потому и не иссякает гнев Его,
рука Его всё еще простерта.

18

Разгорелось нечестие, как пожар,
всё пожирает на своем пути: колючки и терн,
сжигает лесные заросли,
и дым столбом восходит.

19

Земля яростью ГОСПОДА Воинств обожжена,
стали люди пищей огню,
и никто не щадит брата своего.

20

Справа схватит — не наестся,
слева проглотит — не насытится,
каждый поедать станет плоть ближнего своего:11

21

Манассия поедать будет Ефрема,
и Ефрем — Манассию,
а оба они — Иуду.12
Но и на этом Божий гнев не иссякает,
рука Его всё еще простерта.

Новой Женевской Библии

9:1 Прежнее время. Печальное настоящее и ближайшее будущее.

землю Завулонову... Неффалимову. Эти земли более других (и прежде других) страдали от нашествия ассирийцев, приходивших с севера.

приморский путь, Заиорданскую страну. Правильный перевод: «приморский путь за Иордан». Дорога, которая шла вдоль берега Тивериадского моря и вела за Иордан.

Галилею языческую. Правильный перевод: «округ народов языческих». Имеется в виду тот округ, который был населен язычниками со времени, когда царь Соломон подарил его царю тирскому (именно область колена Неффалимова, 3Цар 15:20; 4Цар 15:29). Указывая на то, что земля, принадлежавшая израильскому колену, стала называться «округом языческим», пророк поясняет, в чем именно состояло умаление.

9:2 Народ, ходящий во тьме. Народ, погрязший в идолопоклонстве и суевериях. Особенно это касалось Галилеи, соседствовавшей с языческими народами.

увидит свет великий. См. Мф 4:16; Лк 1:79.

в стране тени смертной. То же, что «в шеоле» (в преисподней), где нет света Божиего присутствия.

9:4 ярмо... трость. Эти предметы служат символами угнетения (10:27; 14:25; 47:6; ср. Мф 11:29−30).

жезл, поражавший его. Возможный перевод: «ошейник на его плечах».

в день Мадиама. См. 10:26−27; Суд 6:7; Суд 7:22−25.

9:5 У врагов Иудеи не будет сил для новых походов, и иудейский народ вздохнет свободно.

9:6 младенец... Сын. Исаия благовествует о рождении Спасителя. Имена называют Его божественные и человеческие свойства, подтверждая что Он — воистину Еммануил (7:14).

родился... дан. Исаия пророческим взором видит события, которым еще предстоит исполниться.

владычество на раменах Его. Поскольку на плечах Царя владычество (власть и сила), с народа Его будет снят рабский ошейник (ст. 4).

Чудный, Советник. Сын наделен Божественной мудростью.

Бог крепкий. Т.е. обладающий Божественным могуществом.

Отец вечности. Т.е. вечный.

Князь мира. Владычество этого Князя приносит мир (2:4; 11:6−9; Пс 71:7; Мих 5:5; Зах 9:10; Лк 2:14)

9:7 Умножению. Царство Его возвысится и приумножится (Дан 2:35).

на престоле Давида. Он является потомком Давида (7:3; 11:1 и ком.).

Ревность Господа Саваофа. Сам Господь служит порукой в том, что это обетование сбудется (26:11; 37:32; 42:13; 59:17; 63:15; 3ах 1:14; 3ах 8:2).

Господа Саваофа. См. ком. к 1:9.

9:8 на Иакова. В данном случае Иаков символизирует Иудею.

на Израиля. Израильское царство.

9:9 весь народ. За разделением на два царства Исаия видит времена, когда народ будет вновь единым.

9:10 кирпичи. Т.е. стены, сложенные из глиняных кирпичей.

сикоморы вырублены — заменим их кедрами. Образное описание человеческого упорства и нераскаянности. Божиими судами произведены опустошения, но жестоковыйный Израиль не жалеет ни средств, ни усилий, в своей самонадеянности пытаясь устоять под карающими ударами оставленного им Бога.

9:11 врагов Рецина. Т.е. ассирийцев.

9:12 не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Гнев Божий не иссяк, поскольку народ не раскаялся (см. ст. 13).

9:13 к Господу Саваофу. См. ком. к 1:9.

9:14 голову и хвост. См. ст. 15 (ср. 3:1−3).

9:19 Ярость. Грех будит гнев Божий и навлекает на людей Его кару (10:6; 13:9, 13; 14:6).

не пощадит... брата. Гнев Божий проявится в ожесточении людей, которые будут безжалостно истреблять друг друга.

9:20 пожирать плоть мышцы своей. Т.е. уничтожать своих же братьев, соплеменников.

9:21 Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию. Речь идет о кровопролитиях, которые имели место в Израильском царстве при смене царей, происходивших из разных колен.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: прежний (царь Иудеи) привел к позору… но последний. Или: прошлое умалило… но грядущее возвеличит…; ср. ст. 3.
2  [2] — Букв.: ходящий.
2  [3] — Друг. возм. пер.: в стране смертной тени; ср. Пс 22:4.
3  [4] — Масоретский текст неясен: Ты приумножаешь народ, Ты не даешь им великой радости.
4  [5] — Речь идет о победе Гедеона над мидьянитянами (Суд 7, 8), когда Господь избавил Израиль от гнета иноземных врагов.
6  [6] — Здесь и строкой ниже пророк говорит о том, чему предстояло случиться по воле Божьей, как об уже свершившемся факте.
7  [7] — Или: ревностью.
11  [8] — Так в масоретском тексте. Друг. возм. пер.: потому Господь укрепил врагов их. В VIII в. до Р. Х. древнее арамейское государство Сирия (Арамейский Дамаск) во главе с ее царем Рецином (он же Ризон II, царь Арама) было союзником Северного Израильского царства в его войне против Иудеи (Южного царства). См. 7:1−20; 8:1−8. Поскольку народ Израиля упорствовал в противлении Богу и не обращался к Нему за помощью, в 732 г. до Р. Х. Господь попустил войну ассирийского царя Тиглатпаласара III (см. также 4Цар 15:29) против Рецина и использовал Ассирию как инструмент Его Божественной воли и правосудия. Это явилось свидетельством верховной власти Бога над каждым народом и каждым правителем.
17  [9] — Или: безбожники / нечестивые и злодеи.
17  [10] — Или: уста их вздор говорят.
20  [11] — Так в друг. древн. пер. по друг. чтению; букв.: плоть руки своей.
21  [12] — Или: Иудею.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.