если будет у меня тяжба с Тобою,
но взываю к Тебе о правосудии.
Почему нечестивые процветают1
и вероломные благоденствуют?
Ты насадил их — и они пустили корни,
растут и плоды приносят.
Они только и говорят что о Тебе,
но от сердца2 их Ты далек.
Но Ты, ГОСПОДИ, меня ведь знаешь,
Ты знаешь3 мое сердце
и видишь, что я с Тобой.
Выведи их, как овец на заклание,
приготовь4 их для забоя.5
Сколько еще скорбеть6 земле
и сохнуть траве на поле?
Из-за нечестия живущих на ней
гибнут и звери, и птицы,
потому что люди говорят:
«Бог7 не увидит нашей кончины».
«Если ты бежал вместе с пешими
и они тебя утомили,
тебе ли тягаться со всадниками?
Если не устоял ты в мирной стране,
спасешься ли при наводнении Иордана?8
Вот и братья твои,
и все домочадцы отца твоего
обманывают тебя,
кричат тебе вслед дурное.
Не верь им, даже когда они
с добрым словом к тебе обратятся.
Я Дом Свой оставил,
удел Свой отверг,
возлюбленную души Моей
отдал в руки врагов.
Удел Мой стал словно лев в лесу:
рычит он яростно на Меня,
его Я за это возненавидел.
Удел Мой стал,
словно пестрый стервятник,
окруженный другими стервятниками.
Идите, собирайтесь, все звери полевые, —
ждет вас пожива.
Толпа пастухов вытоптала Мой виноградник,
разорила надел, что дорог Мне,
превратила его в пустыню.
Стал он бесплодной землей —
рыдает предо Мной разоренный».
Сама земля стала пустыней,
и нет никого,
кто принял бы это близко к сердцу.
Разрушители пришли
даже на все холмы в пустыне;
и меч ГОСПОДА пожирает
всё на земле от края и до края —
никому не укрыться.9
Пшеницу они посеяли, но жать пришлось тернии.
Изнуряли себя без проку.
Стыдитесь же! Ваш урожай —
яростный гнев ГОСПОДЕНЬ.
12:2 Ты насадил их. Пс 1:3.
В устах... от сердца их. Пс 49:16−18.
12:7 дом Мой. Так же, как «дом» Иеремии «оставил» (т.е. отверг) его, Господь оставит Свой дом (т.е. Иудею).
удел. Первоначальное значение слова — земля, данная Израилю (Втор 4:21), но здесь оно может относиться к самому народу, населяющему эту землю (см. ст. 8−9; 2:7).
самое любезное. См. 11:15 и ком.
12:8 как лев. Первое в ряду уподоблений, показывающих, насколько изменилась Иудея.
Я возненавидел его. В ветхозаветном языке это слово является единственным антонимом любви (Мал 1:2−3). См. ст. 7.
12:10 множество пастухов. Здесь этот образ относится к иноземным правителям (см. 6:3) и сочетается с образом виноградника (см. 2:21 и ком.; 5:10; 6:9), для которого пастухи с их стадами представляли непосредственную опасность.
любимый участок. См. Ис 5:7.
12:12 На все горы в пустыне... нет мира ни для какой плоти. Этот стих опровергает лживые утверждения о мире (6:14).
12:14 злых Моих соседях. Несмотря на то, что Господь насылает на Иудею врагов, чтобы покарать ее, их самих ждет наказание.
исторгну... исторгну. См. 1:10. Второе «исторжение» — это избавление Иудеи от ее врагов (см. Иер 30−33).
12:15 Но после того, как Я исторгну их... приведу каждого в удел его. Пророк возвещает будущее восстановление и спасение всех народов. Таким образом, Иеремия, как и другие пророки, предсказывает, что Бог спасет и язычников (см. также 46:26; 48:47; 49:6; Ис 40:5; Ис 42:6).
12:16 И если они научатся... среди народа Моего. См. Ис 19:25, где слова «народ Мой» употреблены по отношению к египтянам.