Ты увлек меня, ГОСПОДИ, я последовал за Тобою,
Ты пересилил меня и одолел.2
Стал я для всех посмешищем,
изо дня в день глумятся они надо мной.
Всякий раз, когда я должен пророчествовать,
мне приходится кричать
о насилии и разорении.
Из-за слова ГОСПОДНЕГО
я изо дня в день терплю
поношение и насмешки.
Лишь скажу я себе:
«Не стану более упоминать о Нем
и во имя Его говорить более не буду», —
в сердце моем будто вспыхивает огонь,
он и в костях моих заключен,
стараюсь удержать его,
но не могу.
Слышу я шепот многих у себя за спиной:
«Ужас объял всех!»
«Разоблачите его! Мы разоблачим его! —
говорят мои близкие и ожидают, когда я споткнусь. —
Может, он поддастся на соблазн,
и тогда мы его одолеем
и отомстим ему!»
Но ГОСПОДЬ со мною,
как сильный воин, вселяющий страх во врага!
Потому гонители мои споткнутся
и не одолеют меня!
Не добьются они своего
и будут посрамлены:
падет на них вечный позор,
о котором не забыть!
Ты, ГОСПОДЬ Воинств, испытуешь праведного,
читаешь в сердцах и умах!
Дай мне увидеть
возмездие Твое над ними,
ибо тяжбу свою я вверил Тебе.
Пойте ГОСПОДУ, славьте ГОСПОДА!
Ибо Он спас жизнь обездоленного
от рук злодеев!
Будь проклят день, когда я был рожден,
день, когда родила меня моя мать, —
да не будет на нем благословения!
Будь проклят тот,
кто принес весть отцу моему:
«Сын у тебя родился, мальчик!» —
и тем обрадовал его.
Да постигнет его та же участь,
что постигла города,
которые ГОСПОДЬ не пощадил
и предал разрушению.
Пусть слышит он вопли поутру
и боевой клич в полдень
за то, что не убил меня еще в утробе,
и мать моя не стала мне могилой,
не осталась она навеки в тягости.
Для чего вышел я из чрева —
для того ли, чтобы видеть страдания и горе
и провести свои дни в бесславии?
20:1 Пасхор. Имя весьма распространенное (см. 21:1; 28:1). Среди тех, кто слышал слова Иеремии в долине, были старейшины из священников (19:1), и среди них, возможно, Пасхор.
надзиратель. См. 29:26.
20:2 ударил Пасхор Иеремию пророка. Возможно, к этому Пасхора подтолкнули его непосредственные обязанности, как и в 29:26 (см. также Втор 25:2, 3). Верность пророческому служению была источником многих опасностей (см. Быт 3:15; 2Кор 1:5−7; 2Тим 3:12).
20:3 Магор Миссавив. Символически переименованный Иеремией Пасхор, не принимающий спасительных слов пророка, уподоблен злейшим врагам Иудеи (см. 26:7−9).
царя Вавилонского. Возможно, Навуходоносор уже приближается и наступает время первого завоевания Иудеи — 605 г. до Р.Х. (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания).
20:6 ты... и все... которым ты пророчествовал ложно. Таким образом, Пасхор поставлен в один ряд с ложными пророками (14:13), а грозящая ему кара распространяется на все правящие сословия (см. 4Цар 24:14).
20:7 влек меня... увлечен. Иеремия предвидел, какие испытания принесет ему его служение, и рассматривает свое призвание (см. 1:7−8) почти как принуждение (см. Иер 4:10).
20:8 лишь только начну говорить я... о насилии. Сознание того, что пророк не властен над происходящим с ним, усиливает в его проповеди тему грядущего гнев Господнего.
20:9 не буду я напоминать о Нем... имя Его. Эти слова приоткрывают тайное сопротивление Иеремии своей участи; однако пророк обязан пророчествовать, и не может этому противостоять (см. Ам 3:8; 1Кор 9:16; 2Кор 5:14).
20:16 с городами, которые разрушил Господь. Содом и Гоморра, уже ставшие «притчей во языцех» (Ис 1:9; Ам 4:11).