Под редакцией Кулаковых
1 ГОСПОДЬ показал мне в видении две корзины со смоквами, поставленные перед Храмом ГОСПОДНИМ. (Случилось это вскоре после того, как Навуходоносор, царь Вавилона, пленил царя иудейского Иехонию, сына Иоакима, вельмож иудейских, ремесленников и кузнецов и увел их всех из Иерусалима в Вавилон.)1
2 В одной корзине были очень хорошие смоквы, снятые в начале сбора урожая,2 а в другой — плохие смоквы, настолько плохие, что их нельзя было есть.
3 ГОСПОДЬ спросил меня: «Что ты видишь, Иеремия?» «Смоквы, — ответил я. — Хорошие смоквы очень хороши, а плохие — настолько плохи, что их уже нельзя есть».
4 И было тогда мне слово ГОСПОДНЕ:
5 «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Как ты считаешь смоквы в одной корзине хорошими, так и Я буду считать хорошими изгнанных иудеев, которых Я отправил отсюда в землю халдеев.
6 Обращу Я на них Свой взор им во благо: Я верну их на эту землю, восстановлю их города и не буду более разрушать, насажу и не буду корчевать.
7 Я наделю их сердцем, способным постигать Меня, чтобы знали они, что Я ГОСПОДЬ. Тогда станут они Моим народом, а Я — их Богом, потому что вернутся они и будут всем сердцем преданы Мне.
8 А что до Седекии, царя иудейского, — говорит ГОСПОДЬ, — и вельмож его, всех, оставшихся в Иерусалиме, всех, оставшихся в этой стране, и всех, живущих в Египте, то Я поступлю с ними, как поступают с плохими смоквами из другой корзины, которые настолько плохи, что есть их нельзя.
9 Я сделаю так, что они будут наводить ужас на все царства земли, примером страдания станут, посмешищем и притчей во языцех. И будут люди издеваться над ними и проклинать их везде, куда Я изгоню их.
10 Я пошлю на них меч, голод и моровое поветрие, пока не исчезнут они навсегда с той земли, которую Я дал им и отцам их“».
Новой Женевской Библии
24:1−10 Видение двух корзин со смоквами, одна из которых представляет вавилонских пленников, а вторая тех, кто спасется из плена, раскрывает Божий промысел о каре и спасении. Иеремия произносит свое пророчество, когда уже невозможно предотвратить плен запоздалым покаянием (см. 21:9; Введение: Характерные особенности и темы).
24:1 пленными. Первое изгнание большого числа иудеев относится к 597 г. до Р.Х. (см. 4Цар 24:14−16).
24:2 со смоквами весьма хорошими... со смоквами весьма худыми. Видение о хороших и худых смоквах напоминает о засухе, которая последовала за непослушанием Иудеи (12:4; 14:1; ср. 8:13).
24:5−7 «Хорошие смоквы» уподоблены пленникам, т.е. тем, кто испытал наказание, которое Бог определил Иудее за ее грех, и, следовательно, в чьей судьбе осуществился Его промысел.
24:7 дам им сердце, чтобы знать Меня. В ответ на неспособность Своего народ соблюдать завет Господь Сам принимает в нем участие.
они будут Моим народом, а Я буду их Богом. Слова, сопровождающие заключение завета (32:38; Лев 26:12), указывают на то, что речь идет о Новом Завете.